Главная
Все материалы
Анонсы
Архив
Ссылки
Фото
Гостевая
Написать

other imc's:
indymedia.org

Australia
melbourne
sydney

Europe
finland
barcelona
belgium
germany
czech republic
united kingdom
france
italy
russia
sweden
switzerland

Артем ШЛЁНОВ: Мои кроссовки сгнили в шведской тюрьме

Российский эколог и антиглобалист Артем Шлёнов, более месяца проведший в тюрьме шведского города Гетеборга, вернулся в Москву. Допросив свидетелей, следствие не смогло больше поддерживать обвинение против Шлёнова, выдвинутое полицией. Признано, что он не кидал камнями в стражей порядка во время саммита Евросоюза, проходившего в Гетеборге в середине июня. С "возвращенцем" беседовал корреспондент "Известий" Влад ТУПИКИН.

-- Передо мной никто не извинился. Сначала просто перевели на пару дней в камеру, где были часы, телевизор и страшный сквозняк -- я здорово застудил шею. В день освобождения выдали ту часть одежды, которую зачем-то забрали сразу после ареста. Кроссовки за месяц, проведенный в тюремной камере хранения, покрылись пятисантиметровым слоем плесени и почти полностью сгнили. Хорошо, что там же я нашел чьи-то стоптанные, брошенные. В них я и ступил на родную землю.

Артём Шлёнов, участник экологического движения "Хранители Радуги", встречал свой 32-й день рождения в шведской одиночке. Вместе с дюжиной российских и украинских экологов он приехал в Гетеборг для участия в "контрсаммите" Евросоюза, мероприятия которого были официально разрешены властями. Наши делегаты поселились вместе с некоторыми другими иностранцами в школе, предоставленной экологам муниципалитетом. Вокруг нее и разгорелась одна из первых стычек гетеборгского побоища. Артем, впрочем, в ней не участвовал, как и во всех других, -- помогла задержка с выдачей визы, которую он получил на три дня позже всех остальных русских участников.

Впрочем, и сам Артем Шлёнов совсем не похож на того пахнущего двухнедельным потом хулигана, образ которого рисует пресса. Он ничего не кидал, не крушил и не взламывал. Он успел поучаствовать в демонстрации против полицейского насилия 16 июня -- через день после того, как полиция открыла огонь по демонстрантам.

-- Мы просто сидели и стояли там, на площади, никуда не собирались идти, никого не собирались бить. Наоборот, мы пришли, чтобы выразить протест против насилия и солидарность с политзаключенными, посаженными накануне. Полиция оцепила нас моментально, разбила площадь на три сектора. Какой там камень кинуть! -- шаг лишний было не сделать.

Артем был опознан как "опасный хулиган", кидавший камнями в полицию между 18 и 21 часами 14 июня. Свидетель в форме утверждал, что именно Артем попал камнем по чьему-то форменному затылку. Первые шесть часов после ареста Шлёнов, как и другие задержанные, провел в КПЗ. Там же он рассказал следователю, что камней не кидал, что получил визу с задержкой, что вечером 14 июня его еще не было в Гетеборге и что свидетели тому -- целая толпа финнов, в чей автобус он подсел, сойдя с парома. Шведской юстиции потребовалось больше месяца, чтобы проверить его показания.

-- А если бы мне дали визу вовремя? -- грустно улыбается Шлёнов. -- Ничего бы я не доказал. Уже отбывал бы свой год или два, как мне и обещал следователь.

Артём живет в Касимове, в небольшой коммуне экологов. Коммуна прославилась тем, что в 1998 году предотвратила строительство в районе завода по переработке электронного лома, проект которого не соответствовал ни российским, ни международным стандартам экологической безопасности.

-- Проект, кстати, финансировался шведским "Норден- банком". Получается, шведский капитал отомстил мне за участие в тех пикетах и митингах на рязанской земле. Теперь, кстати, завод собираются построить в другом дальнем районе области -- Скопинском.

Зачем же Шлёнов удалялся от родных рязанских проблем на холмы Швеции далекой? Неужели действительно чтобы кидать камни?

-- Дались тебе эти камни! Что вы все заладили, как жертвы общества зрелища, -- "камни, камни". Я тоже сначала думал: "Ну куда я попрусь? Зачем? В такую даль... Ведь вроде Россия -- не в Евросоюзе..." А потом вспомнил, как нас поддерживали западные экологи, как присылали гневные факсы в нашу администрацию, как приезжали сами, жили в палатках, ели наши слипшиеся макароны... Зачем им-то все это было надо? И я понял -- они верили в солидарность. А солидарность -- она не бывает односторонней. Как и экология. Я поехал, чтобы почувствовать себя среди единомышленников.

Самое неприятное в тюремном опыте Артема Шлёнова -- ощущение изоляции от мира. Самые хорошие воспоминания - - это пятнадцать открыток, которые успели переслать ему оставшиеся на свободе друзья, и пара номеров "National Geographic" из тюремной библиотеки.

("Известия", 28 июля 2001, утренний выпуск (региональный), в вечернем выпуске (Москва и центральная Россия) текст не был опубликован)


Развитие ситуации вокруг ареста Артема Шленова

Фото: Акция в защиту Артёма Шлёнова - 1 июля, 2001

Питер - пикеты против войны и полицейского произвола

Питер - заявление протеста против полицейского произвола

Акция "День рождения Артема"

Подробнее о кампании "Свободу Артему Шленову">>

Подробнее о событиях в Гетеборге>>

 
Сайт управляется системой uCoz