Главная Все материалы Анонсы Архив Ссылки Фото Гостевая Написать Справочник террористических организаций Антимедиа и политический взлом
|
В данном пресс-релизе мы помещаем текст интервью с Президентом Чеченской Республики Ичкерия Асланом Масхадовым, которое было взято в конце декабря истекшего года. Имя корреспондента и канал получения интервью редакция ИЦ не указывает из соображений безопасности. К интервью прилагается текст ряда официальных документов ЧРИ, которые до некоторой степени, иллюстрируют высказанные Масхадовым мысли. Нет закона выше истины и свободы Интервью с Президентом ЧРИ Асланом Масхадовым Корр: В военно-политическом конфликте между Ичкерией и Россией трудно не попасть под влияние российской пропаганды. Господин Президент, как можно сохранить непредвзятый, объективный взгляд на явления и события, происходящие в Чеченской Республике? Масхадов: Думаю, при оценке явлений и фактов надо ориентироваться на общечеловеческие, общепризнанные нормы, принципы и ценности. Убеждён, у истинно верующих людей не возникнут сложности идеологического плана в оценке событий, происходящих в Ичкерии. Корр: Здесь переплелись добро и зло, праведное и неправедное. Непонятное взаимодействие причин и следствий. Замкнутая цепь взаимообусловленности целей и средств. Существует ли какая то схема, которая упрощает понимание смысла происходящего в Чеченской Республике? Масхадов: Популярной, признанной схемы не существует, насколько я знаю. Однако подобные схемы могут родиться при анализе ситуации. На мой взгляд, ситуация понятная и предельно простая. Надо уяснить - то, что мы называем военно-политическим конфликтом, на самом деле является конфликтом несовместимых цивилизаций, противоборством разных миров. Чеченцы были и остаются до сих пор, по сути, не государственно-организованным развитым гражданским обществом с высокой духовной культурной системой. Понятие "гражданское общество" я использую здесь в современном, политологическом смысле. Имея в виду общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимыми от государства, не опосредованными государством. По древней политической культуре чеченцев гражданское общество имело преобладающее значение по отношению к государству. Занимая доминирующее положение, гражданское общество могло учреждать государство (определяя его форму в соответствии с потребностями общества и согласно культурной системе) и ликвидировать государство, когда оно начинало покушаться на естественные права граждан. Сегодня самые прогрессивные государства мира стремятся развить гражданское общество с тем, чтобы ограничить тотальное доминирование государства над обществом. В тех государствах, где гражданам удалось обеспечить самые элементарные и естественные свои права, у общества возникает потребность установить контроль над государством и ограничить его тотальное влияние, или хотя бы иметь возможность знать о том, что происходит в стране через средства массовой информации. Чеченцы не знают этих проблем. За всю известную историю чеченцев государству не удавалось подчинить себе чеченское гражданское общество, благодаря родоплеменной структуре общества, главной ценностью которого является солидарная ответственность членов клана, до седьмого колена, в социальной, политической жизни, и в сфере правовых отношений. Чеченское гражданское общество и чеченское государство основывались на глубоко оригинальных политической и культурной системах. Чеченский национальный орган всеобъемлющей, единой власти Мехк Кхел (Совет Страны) являлся органом гражданского общества, то есть не государственным органом Верховной Национальной Власти, в рамках божественных законов. Чеченцы признают суверенитет только за Всевышним Аллахом (да будет Он прославлен и возвышен). Нация (народ) является источником власти, в пределах, не нарушающих божественные заповеди, нормы и ценности Священного Корана и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В традиционном чеченском обществе правом осуществления власти от имени народа обладал Мехк Кхел, который формировался по принципу многоуровневого выдвижения, путём отбора на каждом уровне достойнейших из достойных, лучших среди равных. Этот орган Верховной Национальной Власти мог учреждать и отменять государство, которое воспринималось как аппарат общественных служащих. Чеченцы и сегодня воспринимают государство как средство и метод сохранения нации и защиты национальных интересов. И сегодня не Ичкерия борется с Россией, а чеченское гражданское общество борется за сохранение Ичкерии как национального института, призванного оформить суверенитет чеченской нации для дальнейшего возрождения чеченской цивилизации. Материальная культура чеченской цивилизации почти полностью разрушена, но осталось, хоть и подвергнутое насильственной инволюции и деградации, чеченское гражданское общество. Это всё ещё цивилизация, хоть и разрушенная, которая по уровню развития и прогрессивности политического сознания общества превосходит самые прогрессивные государства мира. Россия для чеченцев была и остаётся варварской страной, не смотря на высокий уровень научно-технического развития. Культурная российская среда не смогла оказать интегрирующего воздействия на чеченцев именно в силу культурного превосходства чеченцев. Нормативно-ценностной базой чеченцев неизменно остаётся Священный Коран и Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но современное чеченское общество, не смотря на наличие общего духовного, культурного поля, основанного на единых религиозных и этнических ценностях, в силу многовекового непомерно тяжёлого противостояния с военной державой раскололось на два лагеря: на идеалистов и на материалистов. Идеалисты - это те истинные чеченцы, которые верят во Всевышнего Аллаха (да будет Он прославлен и возвышен) и готовы жертвовать многим на его пути. В политической жизни общества они являются сторонниками независимости и возрождения чеченской цивилизации на основе политико-правовой доктрины ислама и национальной культуры. Их называют сепаратистами, экстремистами, радикалами, повстанцами, мятежниками, боевиками и т.д. Материалисты - это чеченские отщепенцы. Для них польза, выгода, материальные блага являются критериями нравственности и этики. В политической жизни общества они представлены чеченскими федералистами, ренегатами всех мастей, пацифистами, евразийцами, миротворцами и т.д. и т.п. Удивительно, какие причудливые очертания может обретать элементарное предательство национальных интересов. На самом деле всё очень просто, и никого невозможно обмануть по одной простой причине - защита Отечества у нас всё ещё остаётся почетной добровольной обязанностью. Способен участвовать в этом святом деле, жертвуя жизнью, имуществом, участием в движении в поддержку независимости или просто молитвой за тех, кто борется - пожалуйста. Не можешь - будь счастлив, живи, как знаешь, но не занимайся политиканством от лица чеченского народа. Это всё, что касается ситуации внутри чеченского общества. А что касается российской политики по отношению к чеченцам - так работу палача не с чем не перепутаешь. Итого, все явления и события, которые происходят в Ичкерии, по природе их возникновения можно разделить на два вида: внешнего происхождения и внутреннего происхождения. Современное чеченское общество - это неоднородная по составу гетерогенная система, где происходит взаимодействие идеалистов и материалистов. А политическую жизнь чеченского общества в настоящее время, в период российской интервенции, проще представить в виде конгломерата из политических явлений внутреннего и внешнего происхождения, то есть в виде механического, насильственного соединения разнородных политических процессов. Думаю, такая схема поможет понять военно-политические события, происходящие в Ичкерии. Корр: Как, в целом, можно охарактеризовать историю взаимоотношений между Ичкерией и Россией? Масхадов: Постоянные отношения между парламентской республикой свободных чеченцев и Русской землей установились в середине XVI века, в период формирования централизованного Московского государства и зарождения русского крепостного права. Отношения тогда строились на паритетных началах. К началу XVIII века Российское царство утвердилось в намерении установить господство в республике свободных чеченцев. С 1708 года противоборство между чеченским гражданским обществом и Российской империей практически никогда не прекращалось. Скоро исполниться 300 лет, как военно-политическая ситуация в чеченском гражданском обществе, в самом общем виде, остается неизменной. Чеченцы сопротивляются интервенции, насилию со стороны России. Ведут непрерывную национально-освободительную борьбу. Вот и в настоящее время Россия изуверствует, как всегда, а чеченцы, как никогда, полны решимости окончательно свергнуть российское иго. Корр: Как Вы оцениваете военно-политическую ситуацию в Чеченской Республике в общем, после объявления государственного суверенитета, и конкретно, на данный исторический момент, то есть на конец 2001 года? Масхадов: Политико-правовая оценка военно-политической ситуации, в сущности, очень проста - чеченское суверенное государство оккупировано вооруженными силами и прочими силовыми структурами России. Чеченский народ ведет национально-освободительную войну против насильников, Великий Джихад на пути Аллаха (да будет Он прославлен и возвышен), против, по сути, безбожной, атеистической страны. Небольшое чеченское государство, за непродолжительный период истории становления государственности и кардинальных перемен в обществе, связанных с самоопределением чеченского народа, испытывает уже вторую интервенцию со стороны России. Первая интервенция Ичкерии, по замыслу политического руководства и военщины России, должна была стать главным составляющим успеха военного решения Ичкерийско-Российского политического кризиса. Предполагалось, что оккупация позволит подавить волю к свободе и усмирить чеченцев, восстановит господство России над Ичкерией. Оккупация была осуществлена, но политическим результатом военного решения стало подписание Договора о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия 12 мая 1997 года. Где было осуществлено юридическое признание фактического суверенитета Ичкерии. В Первой Национально-Освободительной войне, практически, мы выиграли все сражения и политическую борьбу с Россией, но мы не победили Россию. Бесправие и убожество российского общества, неправедность и варварство российского государства невозможно победить извне. Никто не заинтересован добиваться этого силовыми методами. Если судить по общепризнанным человеческим нормам и ценностям, по нормам международного права и просто, исходя из здравого смысла и реальных интересов российского общества, после первой войны российский народ и российское государство должны были признать право чеченского народа на самоопределение и покаяться за свои преступления перед ним. Тогда многовековой, перманентный чечено-русский военно-политический кризис получил бы, наконец, свое разрешение. Россия получила бы возможность защитить любые свои реальные интересы в Ичкерии вполне мирными средствами и стать стратегическим партнером Ичкерии. Но ни российское общество, ни государство не осознали право чеченского народа на политическую самостоятельность, даже после очевидного проявления преступного, варварского характера государственной политики в чеченском кризисе. Ни общество, ни государство не отрезвили невыразимое горе и страдания, причиненные чеченскому народу. Российское общество и российское государство - эти насильники и убийцы, возненавидели чеченский народ за то, что он оказал сопротивление насилию и не дал себя покорно истерзать, истоптать и подвергнуть пыткам. Переговорный процесс между Ичкерией и Россией закончился достижением временного соглашения, заключенного в расчете на окончательное урегулирование отношений в последующем. Стороны не продвинулись дальше признания фактического состояния отношений. Договор о мире и принципах взаимоотношений между сторонами от 12 мая 1997 года не стал исключением. Этим договором Россия юридически признала имевший место де-факто суверенитет Ичкерии. Российское государство признало, что не имеет власти над Ичкерией. Но рабская основа российского государства не позволила ему признать право Ичкерии на свободу. Больное, убогое российское общество не смогло смириться с правом чеченцев на свободу. Не хочу комментировать фальсификации вокруг чеченского кризиса. Итого, истинная реакция России на первую войну проявилась в виде политики реванша по отношению к Ичкерии. Покаяние для России невозможно. Россия испытывает глубокий системный кризис. Конфликт России с Ичкерией - это, по большому счету, конфликт отсталого, ущербного правосознания с изменившейся объективной реальностью окружающего мира. Ущербность России вылилась в политику реванша, а дальше - во вторую интервенцию и во вторую оккупацию Ичкерии. Реваншизм подходит как российскому государству, так и российскому обществу. Государство под прикрытием войны может позволить себе отвлечься от решения общенациональных проблем и поработать на себя, для удовлетворения своекорыстных интересов власть имущих. Общество, вечно униженное собственным государством, может отвести душу на чеченцах; если получится, унизить и истерзать "злых чеченцев"; заработать кровавые "боевые"; приработать на мародерстве, торговле людьми и трупами; повести в Россию, своей семье, домашнее имущество, награбленное у гражданского населения Ичкерии. Государство и общество договорились. Последствия этого договора и второй войны налицо. Ичкерия изувечена, измучена изуверской Россией, с полным сознанием того, что это уже навсегда чужая территория. Вторая война и вторая оккупация - это месть России. И это истинное лицо России. Действительно, "умом Россию не понять". Военно-политическая деятельность России в Ичкерии - это действия и поступки слабоумного маньяка. Чеченцы выстоят эту войну. И если надо будет, еще сто таких войн. Россия изведет себя в этой войне, и смирится с правом чеченского народа на самоопределение. России необходимо измаяться, истомиться, она стремиться исчерпать смысл своего существования и переродиться в множество новых независимых государств. Ичкерия изуродована и изнывает в Священном Джихаде на пути Аллаха (да будет Он славен и возвышен) и для Ичкерии эта война - это возможность навсегда решить проблему с Россией и возродить цивилизацию свободных людей, цивилизацию "мярша нах". Вторая война для Ичкерии - это возможность победить. Такова моя оценка ситуации. Ситуация, конкретно, на конец 2001 года, слава Аллаху (да будет Он Прославлен и возвышен), благоприятная для Джихада. Надеюсь, скоро это станет очевидным для всех. Время работает на нас. Людских ресурсов у нас достаточно. Много муджахедов находится в резерве. Материально-технические ресурсы нам поставляет вся мусульманская умма, они не зависят от внутренней ситуации, и никогда не иссякнут, пока на нашей земле продолжается Священный Джихад. Мы в принципе не можем проиграть. Наш девиз: "Свобода или рай!". Корр: Не кажутся ли Вам абсурдными официальные названия двух войн между Россией и Ичкерией? Масхадов: Названия этих войн я не считаю абсурдными. Они отражают политические цели сторон и реалистичны настолько, насколько реалистичны сами цели. В этих названиях действительность подводится под условную политико-правовую формулу. Скорее, мы имеем дело с юридической фикцией, нежели чем с абсурдом. Корр: Но официальные названия этих войн, данные противоборствующими сторонами, не соответствуют существующей реальности? Масхадов: На мой взгляд, названия этих войн, данные противоборствующими сторонами, отражают самые праведные, идеальные цели конфликтующих сторон. Россия называла первую войну операцией по восстановлению конституционного порядка. Не буду обсуждать правовую сторону этой формулировки, собственно говоря, нет и предмета для обсуждения, так как у России нет никакого права на Чеченскую Республику. Приведу без комментариев тот факт, что Декларацию о государственном суверенитете Чеченской Республики принял Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики в ноябре 1990 года. Указ первого Президента ЧР о государственном суверенитете вышел 1 ноября 1991 года. Конституция суверенной Чеченской Республики была принята в марте 1992 года. Но в Конституцию суверенной Российской Федерации, принятой гораздо позже (12 декабря 1993 г.) Конституции Чеченской Республики, вписали, без всякого права и спроса, в качестве субъекта Российской Федерации и Чеченскую Республику. Кроме того, не заложили в своей конституции более или менее реальный механизм, который позволил бы, при необходимости, оттуда "вычеркнуть" Чеченскую Республику. Как бы там ни было, это стало самым серьезным правовым доводом России для объяснения первого военного вторжения в Чеченскую Республику, что, естественно, отразилось в названии российской стороны. Отсутствие юридической базы для объявления войны Чеченской Республике отразилось в слове "операция" вместо "война". Вторая война названа российской стороной контртеррористической операцией. Это очень расплывчатая формулировка. В соответствии с законодательством Российской Федерации, оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию террористической деятельности осуществляют органы ФСБ. Судя по тому, что одним из законных принципов деятельности органов ФСБ является конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности, остается только догадываться об истинных мотивах, целях и задачах этой операции. В общем, контртеррористическая операция - это прерогатива ФСБ и удачное прикрытие для защиты некоторых негласных интересов власть имущих. В свою очередь, российское общество имеет возможность отвести изнуренную душу на чеченцах, а самые "патриотичные" граждане могут продать душу государству за "боевые". Отсутствие в названии второй войны политических ожиданий относительно статуса Ичкерии является отражением изменившейся реальности. Политическое руководство России во вторую войну обещает только наказать чеченцев. Оно уже не уверено, что Ичкерию удастся вернуть в лоно России, но российскому обществу этого достаточно. Власть культивирует и использует в своих интересах низменные чувства россиян. Но, тем не менее, ведет довольно честную игру с народом. Корр: От обширного общения с гражданским населением Чеченской Республики у меня сложилось мнение, что главное политическое устремление граждан - это обеспечение гарантий безопасности, И что, по большому счёту, им всё равно, кто обеспечит эту безопасность - Аслан Масхадов, Владимир Путин или Джордж Буш. Можно ли назвать мои наблюдения объективными? Масхадов: Ваше впечатление от общения с гражданским населением Ичкерии мне кажется беспристрастным и адекватным ситуации. Ичкерия оккупирована. Гражданское население практически находится в заложниках у российской военщины и так называемых правоохранительных органов - наемных опричников Владимира Путина. Законные бандформирования России совершают массовые нарушения прав человека и регулярные, самые изуверские преступления против гражданского населения. Думаю, в самом деле не принципиально, кто и как обеспечит безопасность гражданского населения. Важно спасти жизнь граждан. Выбирать не приходится. Корр: Довольно часто граждане Ичкерии связывают начало второй войны с политической несостоятельностью Ичкерии. Вторая война им кажется логическим завершением системного кризиса, охватившего Ичкерию. По их мнению, Ичкерию до такого предела захлестнули всевозможные политические и экономические кризисы, дальше которого она просто не могла существовать. Насколько обоснована такая позиция? Масхадов: Я хочу и готов говорить об имевших место экономических и политических кризисах, в том числе и о кризисе политического развития. У нас есть, не говоря о военных, политические успехи и достижения, которыми по праву гордилась бы любая цивилизованная нация, есть и проблемы, которые требуют широкого обсуждения. Во всей истории чеченцев нет утаенных фактов и событий. Нам нечего умалчивать. Но ни российскому обществу, ни мировому сообществу, ни их СМИ до сих пор не интересно обсуждение наших успехов и проблем. Весь мир знает, что Россия, не смотря на техническое развитие, архаичная страна с отсталым правосознанием. Действия России в Ичкерии для них не нуждаются в комментариях. Весь интерес мировых СМИ, в общем, сводится к трем вопросам: - будут ли чеченские силы сопротивления продолжать национально-освободительную борьбу, и какими ресурсами они располагают? - в какой степени организованы силы сопротивления, и способны ли они управлять военно-политической ситуацией? - какова тенденция развития исламской составляющей в политике Ичкерии, будет ли реформирована политическая система Ичкерии на основе политико-правовой доктрины ислама? Российские СМИ, в большинстве своем, как им и положено исторически, сидят на пропаганде государственного маразма. Интерес прогрессивных российских изданий сводиться к двум вопросам: - удастся ли России в политически приемлемые сроки примерно покарать чеченцев? - с какими издержками и побочными эффектами это связано? И на огромную Россию единственная самиздатовская газета, которая пишет о сути проблемы. В прошлом газета "Сепаратист", орган Российского движения за независимость Чечни, а ныне газета "Радикальная политика", орган Революционного Контактного Объединения, которая пишет о праве чеченского народа на политическую самостоятельность. Есть над чем подумать. На всю Россию - одна листовка. Я готов обсудить проблемы и достижения внутриполитической жизни Ичкерии, если вы убеждены, что это интересно читателям. Как бы то ни было, нет совершенно никаких оснований связывать развитие политических процессов в Ичкерии со вторым вероломным вторжением России. С вторжением, явно лишенным рационального внешнеполитического смысла для России, спланированным российской придворной политической кликой престолонаследников для достижения своих внутриполитических, негласных интересов. При всех условиях, какие бы проблемы не переживала Ичкерия, Россия может участвовать в них только в роли главного обвиняемого. Корр: Вы говорите, что в деле национального освобождения есть большие достижения и большие проблемы. Согласны ли Вы с утверждением, что Ичкерия после первой войны не оправдала политические ожидания чеченцев, в том числе и убеждённых сторонников независимости? Масхадов: Прежде чем ответить на вопрос, хочу напомнить: при любом развитии событий в Ичкерии чеченцы признают за Россией только право на юридическое признание суверенитета Ичкерии и на покаяние россиян перед чеченцами. Только с этой позиции чеченцы приемлют обсуждение внутриполитических проблем. После войны чеченцы надеялись на мир и внутриполитическую стабильность. Мира не получилось по вине России, а должной внутриполитической стабильности - из-за отсутствия национальной политической элиты. Все, кто мнили из себя национальную элиту в прошлом, я имею ввиду бывшую партийную номенклатуру, не смогли воспринять изменившуюся политическую реальность и предали интересы нации, а национал-патриоты не смогли, в условиях послевоенной разрухи и окончательной неурегулированности отношений с Россией, провести реформу политической системы. За военное время политическое поведение и политическое сознание граждан сильно изменились. Религиозная составляющая в деятельности сил сопротивления существенно возросла. Ещё в начале войны стала проявляться неадекватность существующей правовой системы актуальным потребностям общественного развития. Ценности и нормы, не соответствующие мусульманскому праву, начали отторгаться сложившимся правосознанием участников сопротивления. Первому Президенту ЧРИ уже в марте 1995 года пришлось своим Указом "О судах шариата", вводить шариатские суды параллельно со светскими судами. А после войны появилась насущная потребность в адаптации всей политической системы для сохранения внутриполитической стабильности. В силу инертности мышления и отсутствия разработанной на основе политико-правовой доктрины ислама концепции чеченского государства, силы сопротивления оказались не готовы к реформаторской деятельности. В связи с чем Ичкерии пришлось испытать кризисы политического развития общества, и политические ожидания граждан действительно не были удовлетворены в достаточной мере. Но несмотря ни на что, эти три года вольности между двумя войнами имеют колоссальное политическое значение для возрождения государства свободных чеченцев. Эти три года неоправданных надежд, для настоящих чеченцев дороже 132 годов (с 1859 по 1991) вынужденной совместной жизни в составе России. За эти три года мы увидели себя вольными и настоящими. И убедились, что эти 132 года, проведённые без политической самостоятельности, под "опекунством" России, не прошли бесследно - чеченцы за эти годы сильно деградировали. И на деле пожинают плоды вырождения своей культуры. Эти три года нас многому научили. Теперь, не смотря на военное время, идёт интенсивная работа над политической доктриной чеченского общества, и результаты этой работы вдохновляют. Корр: По Вашему выходит, что, иногда кризис власти и анархия лучше, чем власть и порядок? Масхадов: Я лишь говорю, что временная анархия, связанная с освобождением из неволи и продвижением к истинной свободе во сто крат лучше, чем пожизненное господство варваров и тюремный порядок. Корр: Конечно, беззаветная борьба за свои идеалы вызывает невольное сочувствие и восхищение. Но настораживает то, что Вы, неуклонно и жёстко отстаивая позиции сил сопротивления, пренебрежительно относитесь к позиции оппонентов, мнению бывшей партноменклатуры и большой группы чеченцев, среди которых много известных, заслуженных людей. Может быть Вы и Ваши сторонники придерживаетесь радикальных, экстремистских взглядов в вопросе о политическом статусе Чеченской Республики, а "бывшие чеченцы", как Вы их называете, отстаивают рациональный, прагматичный подход к этой проблеме? Если говорить конкретно, то Вы, обвиняете в предательстве национальных интересов Р. Хасбулатова, Ш. Бено, Дж. Гакаева, Л. Магомадова, Г. Эльмурзаева, М. Сайдулаева, Х-А. Нухаева и многих-многих других чеченцев, которые, как могут, добиваются мира на земле своих предков, хотят добра для своего народа и имеют право на своё понимание патриотизма. Масхадов: Да, они добиваются мира методами и средствами России и на условиях России. Они не оригинальны в своих намерениях. А весь их патриотизм строится на двух постулатах. Первый постулат сводится к тому, что Россия иррациональное, неразумное государство, с незрелым, лишенным самостоятельности, инициативности и чувства самоуважения титульным народом, лобовое столкновение с которым неминуемо приведёт к уничтожению чеченского народа. Суть второго постулата заключается в том, что чеченцы (как древняя и зрелая нация), при рыночной экономике и свободной борьбе сил, могут себе обеспечить хорошие жизненные позиции и благоприятные условия для процветания нации в составе России на, практически, бесхозных российских просторах. Будучи в составе России, чеченцы, пожертвовав десятой долей тех человеческих ресурсов, которыми они жертвуют ради отделения от России, имеют прекрасные шансы установить негласный контроль над жизненно необходимыми территориями по всей России. Они предлагают не торопить события. Подождать, пока все инородцы и сами русские будут готовы без сожаления расстаться с целостностью России. А это время не за горами, так как Россия развивается не в сторону федерализма, а в сторону централизации и унитаризма, что неотвратимо приведёт к развалу России. Таково политическое кредо "бывших чеченцев"; их можно назвать и чеченскими федералистами и чеченскими приспособленцами. Не хочу комментировать стратегию чеченских федералистов. Думаю, эти постулаты не лишены прагматизма и реалистичности. В самом деле, чеченцы очень легко перестроились в исторический период смены общественно-экономических формаций (социализма на капиталистическую формацию). А к рыночной экономике чеченцам не пришлось даже адаптироваться - они ее ждали. Итого, весь этот рационализм чеченских федералистов сводится к тому, что мы могли жить в России не хуже других. Но, разумеется, жить по-российски, зато, не хуже других. А мы, "чеченские сепаратисты", мятежники, восставшие за свободу своего народа, заявляем, что чеченцы уже триста лет воюют с Россией не за физическое выживание и материальные блага, а за торжество общечеловеческих ценностей и естественные права человека. Мне кажется, что мир, за всю известную историю человечества, не знал такой праведной борьбы, если не считать борьбу за утверждение мусульманской религии. По благородству целей и в своей праведности она сравнима с борьбой нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и четырёх праведных халифов мусульман. А по продолжительности и упорству, при столь значительном неравенстве сил, пожалуй, борьбу чеченского народа трудно с чем-то сравнить. Полагаю, современный мир не готов, по уровню своего сознания, понять и правильно осмыслить нашу борьбу. Убеждён, судьбы народов зависят от вечных ценностей и истин, гораздо больше, чем от прагматичных расчётов политиков. Наш девиз: "Нет закона выше истины и свободы". Россия всегда предлагала чеченцам политические свободы и экономические льготы за поддержку своей имперской политики на Кавказе. Только чеченцы, в силу многих факторов, могли реально исполнить функцию народа-жандарма на Кавказе. В силу данного обстоятельства у чеченцев всегда была альтернатива войне - это роль фаворита России. Многие народы Кавказа добивались этой доли, но чеченцы предпочли этой участи практически трёхсотлетнюю войну с Россией. Чеченцам всегда предлагалось стать самым любимым народом у царя, в обмен на признание господства сильной России. Но чеченцы, даже в периоды безвременья и невыразимых бедствий, претерпеваемых от России, не признали господство России. Когда речь шла о защите Богом данных прав человека, чеченцы всегда были экстремистами и радикалами. Следовательно, если даже допустить, что "бывшие чеченцы" - это политическое течение чеченских федералистов, действующее согласно своим убеждениям для достижения общего блага, то и тогда их позиция категорически неприемлема для чеченского народа на протяжении, вот уже, трёхсот лет. Позиция федералистов практически не отличается от позиции России. Кроме того, им никто не мешает жить в России. Можно образовать и автономный чеченский округ на бескрайних пустующих просторах России. Их никто не лишает их имущества и прав в Ичкерии. Никто от них не требует участия в борьбе. И единственное, что от них требуется - это не мешать национально-освободительным общественно-политическим процессам. А если говорить о персоналиях, конкретно, то если даже этот список дополнить всеми чеченцами, кто сделал себе имя, пусть даже бесславное, на подавлении национально-освободительного движения, беседа на эту тему не будет конструктивной - мы будем, образно говоря, пилить опилки. Проблема "бывших чеченцев" на уровне известных имён для нас не актуальна. Эти "сусанины" всегда имели хорошие возможности, любезно предоставляемые им Россией, высказать свою точку зрения. По ним всем всё ясно. А вот рядовым, младшему офицерскому составу милиции, руководителям и служащим местных органов власти, членам администрации местного самоуправления, работающим на оккупационный режим России, хочу сделать очередное предостережение: "Россия с нами воюет - мы ведём с Россией политическую борьбу за юридическое признание Россией существующей реальности, политической независимости Ичкерии. Россия уже проиграла политическую борьбу. Имея одного наёмного автоматчика на каждого жителя нашей республики, Россия не имеет политической власти в Ичкерии. Вы совершаете тягчайшее преступление против своего суверенного народа и государства, сотрудничая с оккупантами. Потомки осудят вас. Ваши дети и внуки будут стыдиться вас. Вам не избежать наказания за свои преступления, как в этой жизни, так и в будущей, загробной жизни. ОПОМНИТЕСЬ!" Корр: Насколько начало второй войны связано с внутриполитической ситуацией в Ичкерии? Масхадов: Если говорить о реальных политических процессах и кардинальных тенденциях развития нашего общества, то интервенция со стороны России абсолютно не обусловлена этими процессами. Если говорить о том, как российская сторона обставила и разыграла второе вторжение, спровоцировав обстоятельства, то, разумеется - милитаристская военная держава Ичкерия, напала на миролюбивую Россию. А если говорить о сути проблемы, то пока Россия де-юре не признает суверенитет Ичкерии, конфликт не исчерпан. Кто знает российское государство, может делать выводы о перспективах мирной жизни с Россией в такой конфликтной ситуации. Корр: Считаете ли Вы, как глава государства, что Ичкерия сделала все от нее зависящее, чтобы избежать второй войны? Как Вы расцениваете то обстоятельство, что России удалось спровоцировать вторжение в Дагестан военных формирований со стороны Ичкерии? Масхадов: Хороший вопрос, если дополнить его второй, недостающей частью этого вопроса. Не зря говорят, что в правильно поставленном вопросе содержится половина решения или ответа. Нельзя забывать, что я избран после первой войны и являюсь главой независимого государства. Моя главная цель заключалась в возрождении после первой войны и в дальнейшем развитии суверенного чеченского государства. Правильный вопрос должен быть сформулирован следующим образом: "Все ли было сделано властью для восстановления и развития суверенитета Ичкерии и для избежания конфронтации, любого столкновения с Россией?" Убежден, мы сделали все, что можно было сделать без ущерба интересам государственного суверенитета. А если быть более точным, я действовал в рамках негласных незыблемых постулатов, которые были разработаны и утверждены на закрытых совместных заседаниях Совета Безопасности и Президентского Совета. Кроме того, еще с 1991 года мы знали если не о деталях, то хотя бы о контурах российской политики, планируемой в Ичкерии. В России есть люди, которые помогают нам по убеждению. Которые понимают, что единственное решение чеченской проблемы для России - это покаяние россиян перед чеченцами. После того, как довольно широкий круг людей, входящих в авангард борьбы за независимость, узнал о российской политике реванша, идея борьбы до победного конца стала опять популярна в Ичкерии. Многие борцы потеряли веру в политическое решение проблемы юридического признания суверенитета Ичкерии. Кроме того, диверсии и работа "пятой колонны" России на территории Ичкерии становились все более очевидными с каждым днем. Россия не выполняла принятые договоренности. И на этом фоне даже миролюбивая позиция по отношению к России вызывала подозрение и раздражение у сторонников независимости. Россия одновременно реализовывала два варианта дестабилизации политической ситуации в Ичкерии с целью последующего ввода войск. Задача максимум - это разжечь гражданскую войну в Ичкерии, и задача минимум - это спровоцировать вторжение со стороны Ичкерии. Для страховки и дополнительного нагнетания страстей ФСБ России проводила фальсифицированные теракты на собственной территории, что, само по себе, служило прикрытием для вторжения в случае провала рабочих вариантов. России удалось реализовать второй вариант операции по развязыванию второй чеченской компании: военные формирования из Ичкерии вошли в Дагестан для оказания помощи дагестанским мятежникам, восставшим за независимость своей Родины. Удачную провокацию России я расценивал и расцениваю как тактическое поражение Ичкерии, на которое мы вынуждены были пойти, чтобы избежать гражданской войны. Я реально знаю ситуацию. Временное информационно-идеологическое превосходство, которое получала Россия такими неправедными методами, я не воспринял как трагедию для Ичкерии. Я не стал применять военную силу против добровольческих отрядов, которые шли на помощь дагестанским повстанцам. И убежден, что это было правильное решение. Корр: Выходит, Россия контролировала развитие чеченского кризиса? И даже оказывала определяющее воздействие на внутриполитическую ситуацию в Ичкерии? Масхадов: Это уж чересчур! С ноября 1991 года Россия в Ичкерии ничего не контролирует - это точно. Хотя у России есть в Ичкерии "пятая колонна", широкая сеть тайной агентуры, используемая для дестабилизации политической обстановки и для диверсий. Но они не имеют решающего значения при любом развитии ситуации. Однако, Россия, с определенной долей условности, можно сказать, контролирует развитие отношений между нашими странами. Так как мировое сообщество формально все еще признает Ичкерию территорией под юрисдикцией России. Россия пытается использовать данное преимущество. Вынужденно признав де-факто суверенитет Ичкерии, Россия саботирует переговорный процесс, чтобы избежать выяснения отношений по нормам международного права. Заблокировав самостоятельный выход Ичкерии в мировое сообщество, Россия начала широкомасштабные акции, направленные на дестабилизацию внутриполитической обстановки в Ичкерии. Примером удачной для ФСБ России диверсионной акции является организация на территории Ичкерии хорошо налаженной системы по похищению людей. Выплачивая за спиной законной власти баснословные деньги, которые исчислялись в миллионах долларов США, ФСБ России заманило в сети алчности много достойных борцов национально-освободительного фронта. Особенно молодых, тех, кого мобилизовала война. Мы к концу первой войны были готовы к независимости, но мы не были готовы с ходу возродить государство чеченского типа. Так называемая чеченская интеллигенция, как всегда, предала народ. Являясь, по сути, русской интеллигенцией из этнических чеченцев, она не только не подготовила теоретическую базу для строительства суверенного государства чеченского типа, а упорно разрабатывала, по собственной инициативе, никому не нужные варианты возвращения Ичкерии в состав России. В результате к договору о мире с Россией мы подошли без общенациональной программы общественно-политического развития, без концепции государства чеченского типа. Существующая Конституция Чеченской Республики Ичкерия разрабатывалась, как конституция переходного этапа, на базе прогрессивных общепризнанных политических норм и ценностей, главным образом для юридического оформления независимости. Без учета национальных особенностей правосознания, в расчете на последующую реформу после получения реальной независимости. Внутриполитические проблемы Ичкерии являлись трудностями нашего роста и не были обусловлены влиянием России. Никакого контроля со стороны России не было. Потеряв надежду что-либо контролировать в Ичкерии, Россия использовала большие деньги для создания и поощрения хаоса и анархии. Этот метод оказался довольно эффективным, ибо заказ России не был прямым, непосредственным. Всё было завуалировано посредством материального интереса. Корр: В чём причина того, что внутриполитическая жизнь Ичкерии неподвержена существенному влиянию России и чеченских федералистов, не считая внешнего военного воздействия? Масхадов: Джохар говорил (да примет Аллах его джихад) по этому поводу: "Собака лает, караван идет". Ни российское государство, ни российское общество, ни пророссийски настроенные маргинальные слои чеченского народа, среди которых находится подавляющее большинство так называемой чеченской интеллигенции, не имеют ни малейшего представления, я имею в виду - достоверного представления о политической жизни Ичкерии. Им не понятны намерения и мотивы, цели и задачи, политические приоритеты и нормативные ценности сторонников независимости. Российское государство непрестанно распространяет через СМИ гнусную ложь и клевету на чеченцев и само, через некоторое время, начинает верить в свои измышления и руководствоваться ими. Чеченцы, в массе своей, чувствуют чужеродную природу этой информации и не доверяют ей. Россияне сами становятся жертвой своей терминологической войны. Чеченцы, особенно сторонники независимости, воспринимают все эти неадекватные термины, вводимые в оборот спецслужбами, как русские эквиваленты чеченских понятий и слов. Если нравится русским применять неправильное Чечня вместо Чечения или Ичкерия - пусть будет так, как им нравиться. Вот и вся реакция чеченцев. Итого, термины с негативным значением получили положительное звучание и облагородились оттого, что были часто используемы по отношению к чеченцам. Боевик, сепаратист, незаконное вооруженное формирование - это у нас вполне приличные термины, обозначающие вполне положительные явления. А наши, сами отлучившие себя от чеченской нации, когда стало опасно, непротивленцы, чеченские пацифисты - это довольно интересное явление. Особенно забавно, когда они предлагают варианты выхода из сложившейся военно-политической ситуации. Мне не нравится, когда их называют обрусевшими, ассимилировавшимися чеченцами. Это не так. Во первых, русские навряд ли дадут обрусеть в первом поколении. Подозревая непонятно в чём, и напоминая в день по десять раз, что ты, все-таки - не русский. Во вторых, наши непротивленцы слишком инициативны и предприимчивы. Слишком любят хорошую жизнь и никогда не пожелают опуститься до среднерусского уровня. Их нельзя назвать и национал-предателями. У чеченцев защита Отечества - дело добровольное. Дело чести. Они просто податное сословие обывателей. Самое интересное в том, что эти национал-пацифисты, на базе своего патологического слабоволия и тотальной латентной трусости перед Россией, образовали политическое течение в поддержку сильного, то есть имперской власти. И все равно проиграли все политические баталии сторонникам независимости. Они до сих пор от этого в трансе, и считают все наши успехи везением. У них была власть в 1990 году, когда всё это начиналось, и они были избраны во власть при большой активности народных масс, но сторонники независимости, практически без кровопролития, законным путем, отобрали у них власть посредством общенационального съезда. После этого они убедительно проиграли нам на двух всенародных выборах и в жесточайшей войне, где они слезно умоляли Кремль убить всех, кто мешает им властвовать в Ичкерии, и подарить им власть в обмен на лояльность. "Бывшие чеченцы" живут мечтой о прошлом. Этим маргиналам нравилось мнить из себя интеллигенцию и элиту нации, помогая империи порабощать и эксплуатировать чеченцев. Они даже не в состоянии понять, после десяти лет сплошных и тотальных поражений в политической борьбе по их же правилам, что они исчерпали смысл своего существования на политической арене. Их время закончится с этой войной. В этой войне мы окончательно спишем их в архив истории. Любая другая нация их давно уничтожила бы физически. Они, разумеется, не понимают, что для нас дороже обходится их передача в архив истории, чем физическое устранение. Что божественное право на их уничтожение предусмотрено в Священном Коране, и нет с этим никакой юридической проблемы. Они живут благодаря закону Менделя и ценны для нас не ради них самих, а ради их детей и внуков. Их потомки будут нашими. Мы сможем пробудить их спящее сознание. И только они смогут по настоящему оценить то, что мы делаем ради будущего. "Бывшие чеченцы" не в состоянии вообразить себе будущее. После этой войны мы кардинально изменим правила политической борьбы. Нам понадобилось десять лет упорного труда, прежде чем мы можем заявить об этом публично. 19 февраля 2001 года официально создан Государственный комитет по реформе политической системы ЧРИ. Мы уже приступили к следующему, очередному этапу возрождения чеченской цивилизации. Корр: В общих чертах мы обсудили события, произошедшие в Чеченской Республике после объявления государственного суверенитета. Прежде чем мы приступим к выводам и прогнозам, хотелось бы услышать от Вас резюме нашей беседы. Итого, что мы имеем в Ичкерии и в России? Масхадов: В Ичкерии продолжается глобальный, неотвратимый процесс национального освобождения. Есть кризисы, что вполне закономерно для реформируемого общества в переходный период. Есть все необходимые предпосылки, и внутриполитические ресурсы для их решения. Политическая независимость Ичкерии - это объективная реальность, с которой не хочет мириться Россия. Политическая стабильность в Ичкерии без юридического признания суверенитета Ичкерии невозможна. В силу глубоко оригинальных признаков чеченского общества чеченцы не заинтересованы в усилении государства до юридического признания его суверенитета. Это опасно для национально-освободительного движения. Ни российское государство, ни российское общество не готовы к демократии, к правовому государству и к федерализму. У такой России, какой она является в настоящее время, нет будущего. Россия вынуждена измениться через не хочу и через не могу. Рыночная экономика, ТНК (транснациональные корпорации), утвердившиеся в мире правоотношения и процессы глобализации не оставляют никакой надежды на существование для государства - тюрьмы народов, каким до сих пор остаётся Россия. Чеченцы успешно противостояли России 300 лет и обречены продолжать свою борьбу до победного конца. Но Россия уже долго не протянет. На самом деле борьба чеченцев за свои естественные права России нужна гораздо больше, чем чеченцам, так как способствует её истинному преобразованию. Мы ценой огромных жертв для себя, вынудили современную (демократическую, если Бог даст) Россию, посмотреть на своё истинное лицо. Выбор у России не велик: или реальные социально-политические преобразования внутри единого федерального государства, или кардинальное изменение формы государственного устройства и последующие социально-политические преобразования в рамках вновь образованных на бывших территориях России многих унитарных государств. Для нас, по большому счёту, нет принципиальной разницы, какой из вариантов предпочтёт Россия. Корр: Вы сказали: "Чеченцы обречены продолжать свою борьбу...". В России проживают около ста национальностей, почему именно чеченцы и почему "обречены"? Масхадов: Я вам говорил, что чеченцам нечего утаивать за всю их известную историю. Это действительно так. Но есть вещи, о которых мы не говорим до времени. Живая цепь преемственности просветлённых суфиев в чеченском обществе не прерывается уже много веков. Они об этом говорили на протяжении трёх веков и во всём оказались правы. Это загадки этногенезиса. Корр: Разумеется, за фасадом российской политики в Ичкерии укрыто много негласных интересов. Какова конструктивная сторона российской политики в Чеченской Республике? Как отличить несущие элементы, обеспечивающие прочность этого фасада? Масхадов: Президент России не раз публично заявлял, что формальный статус Ичкерии для России не так важен. Что главная задача России - это не допустить использование территории Ичкерии в качестве плацдарма для раскачивания Российской Федерации и для нападения на сопредельные территории. В обывательском понимании, смысл слов Президента России сводиться к тому, что главное - примерно покарать чеченцев, утопить их в собственной крови, в назидание другим и наплевать на их статус. Российский обыватель, вечно униженный и отученный думать самостоятельно, приходит в умиление от возможности участвовать в унижении других, тем более, когда это поощряется государством. Есть в подобного рода заявлениях Президента России и реальный политический смысл. Суть его, в самом общем виде, в том, что Россия воспринимает действительное утверждение мусульманской религии в любом регионе России и даже на прилегающих территориях, как угрозу для себя. И действительно, торжество ислама подобно смерти для политиков, которые не воспринимают политическую этику, как самое важное и постоянное начало политики. Ислам не допускает деление общества на политическое и религиозное. Ислам регламентирует как личную, так и коллективную и общественную жизнь. Дает нормы социальной, политической жизни, уголовного, гражданского, государственного, международного права. Исламский кодекс прав человека имеет божественную природу и не может быть нарушен ни обществом, ни высшим органом государственной власти, ни народным референдумом. Ислам не допускает ущемление естественных прав меньшинства большинством и большинства меньшинством. Ислам требует осуществления справедливости в реальной жизни. Ислам - угроза для погрязшего во лжи и обмане общества. Ислам невозможно использовать, подобно Русской православной церкви, в качестве помощника государства в деле угнетения и порабощения народов. Невозможно в полной мере сознавать себя мусульманином, не имея правовой возможности жить в соответствии с Священным Кораном и Сунной Пророка (да будет на нем благословение и мир Аллаха). Истинные мусульмане неотвратимо начинают стремиться к реализации политико-правовой доктрины ислама. Это тревожит и обременяет российское государство, на территории которого проживают мусульмане. Появление суверенной Ичкерии на сопредельной территории Северного Кавказа, в традиционно неблагонадежном регионе Российской Федерации, где расположены автономные республики с мусульманским населением, естественно, усугубляет ситуацию России, вознамерившейся бороться с возрождением ислама. Лишним поводом и доказательством обоснованности беспокойства российского государства является решение, принятое руководством Ичкерии о реформе всей политической системы Ичкерии на основе политико-правовой доктрины ислама. И реальная заинтересованность Ичкерии в экспансии исламской политической доктрины на соседние республики, находящиеся в составе Российской Федерации, при сложившейся конфронтационной модели в отношениях между Ичкерией и Россией. Если Россия рассматривает ислам как угрозу для себя, то от этой угрозы ни Россию, ни остальной мир никто и ничто не спасёт. В самом деле, ислам - это прямой путь, указанный человечеству Всевышним Аллахом. Это милость Всевышнего Аллаха человечеству. Не говоря об "исламской угрозе", конструктивная основа российской политики в Ичкерии состоит из трёх мифов: - Россия мировая держава; - целостность России неприкосновенна на вечные времена; - Россия христианская страна. Плюс всесилие государства, негласные интересы придворной клики и военщины, инерция мышления и феномен "эскалации упрямства". В России произошли кардинальные перемены, связанные с приватизацией государственного имущества и легализацией частной собственности на средства производства. Но мифы, связанные с державностью, целостностью и христианской сущностью России обладают сакральной силой и оберегаются государством. Не важно, что эти мифы не имеют соответствующей реальности. Они утешают народ и нужны для сохранения всевластия государства. Конечно, Россия уже не мировая держава. И по этому поводу у чеченцев нет злорадства. Мы об этом сожалеем. Будь Россия державой, политический статус Ичкерии не имел бы тотального, стратегического значения для российской стороны. На первое место выступили бы реальные экономические интересы. Чеченская сторона, в свою очередь, готова учесть реальные интересы российской стороны, в обмен на признание де-юре суверенитета Ичкерии. Если говорить о религии и тенденциях духовного развития, то Россия не с меньшим основанием может быть названа мусульманской страной. В самом деле, Россия феноменальная страна, где государственной идеологией, а по сути, официальным духовным учением был долгое время воинствующий атеизм, то есть антирелигия. Я, по крайней мере, не знаю другого государства, где антирелигиозное атеистическое учение получило бы статус официального государственного учения. В России после краха научного атеизма и коммунизма нет целостной, интегрирующей, общей на всех культурной среды и общих устремлений. В настоящее время единая Россия - это просто абстрактное понятие, для которой не существует соответствующей реальности. Это страна-призрак. Россия обречена на прозрение от этих иллюзий. И в этой обречённости нет "чеченского следа". Но чеченцы, воспользовавшись своим естественным, выстраданным в трёхсотлетней борьбе правом на политическую самостоятельность, потревожили самый глубокий, непробудный сон России, самые дорогие для русской души стереотипы. И чеченцы, и россияне пожинают горькие плоды инерции российского мышления. Это проявляется в жёсткости, ригидности внешней политики, в нежелании и невозможности сменить систему взглядов и оценок происходящих процессов. Власть не хочет отказываться от привычных механизмов принятия политических решений и стремиться любой ценой "сохранить лицо" и уйти от необходимости признания ошибки. Вот и все несущие конструктивные элементы российской политики в Ичкерии. Всё поверхностно, импульсивно, бессознательно, прямолинейно, как и подобает насильственным методам решения конфликта. Трагедия общества, очень часто, бывает напрямую связана с невинными привычками граждан. Так происходит и в нашем случае. Невинные привычки и стереотипы россиян оборачиваются трагедией для чеченцев и приведут к полному краху Российскую Федерацию. Корр: После Вашей интерпретации российской политики мои надежды на политические механизмы контроля и урегулирования ситуации стали существенно скромнее. Какая работа ведётся Вами для налаживания переговорного процесса? Что Вы ждёте от переговоров с российской стороной? Масхадов: Наша борьба за свою свободу и за свои идеалы - это самая эффективная работа по налаживанию переговорного процесса. Кроме того, мы известили российскую сторону о нашем согласии начать переговорный процесс без предварительных условий, на паритетных началах. Россия за два года, как могла, провела "контртеррористическую операцию", пора и честь знать. Сохранять существующее положение - это, значит, преумножать преступления против человечества и против человечности. Кроме того, вряд ли это возможно в силу многих факторов. Переговоры неизбежны. В них нуждаются обе стороны. Война наносит непоправимый урон как Ичкерии, так и России. Единственно возможной точкой отсчёта для начала переговорного процесса, при максимально возможных уступках со стороны Ичкерии, является восстановление статус-кво, на условиях Договора о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия, от 12 мая 1997 года. Или восстановление статус-кво ante bellum, то есть восстановление положения существовавшего до начала второй интервенции со стороны России. Предметом переговоров может являться главный и по сути, единственный вопрос - это признание, де-юре, национально-государственного суверенитета чеченского народа. Нам с Россией больше, на данном этапе, говорить не о чем. Юридическое признание, де-юре, суверенитета Ичкерии - это единственное, что нам от России нужно. И это признание нам необходимо получить обязательно до вывода оккупационных войск. Все реальные интересы России и все разумные пожелания России могут быть учтены только в обмен на признание, де-юре, суверенитета Ичкерии. Копия Договора о юридическом признании государственного суверенитета Ичкерии, наклеенная на лобовое стекло или на башню транспорта, должна стать единственным документом для безопасного выхода российского военного транспорта с территории Ичкерии. Было бы не правильно называть это предварительным требованием Ичкерии - это, просто, наше единственное требование. Это, на мой взгляд, более чем справедливые и более чем компромиссные условия для переговоров. Признать право народа на самоопределение, после трёхсот лет периодического геноцида и безуспешных попыток утвердить своё господство. И получить взамен всё, что нужно от этой территории и от этого народа мирными средствами и методами на взаимовыгодных условиях. Эти условия - наша переговорная инициатива и доказательство доброй воли. Эти условия останутся в силе только до окончательного утверждения Государственным Комитетом Обороны плана крупномасштабных решений, так называемой "Стратегии трёх доктрин". В этом проекте предусматривается принципиально новый подход к переговорному процессу. Кроме того, "Стратегия трёх доктрин" предусматривает и новую тактику ведения боевых действий на территории Ичкерии и за её пределами. Если России мало своих бесславных дел и преступлений в Ичкерии, она получит достойное возмездие и возможность испытать катастрофическое политическое поражение в Ичкерии. Переговорный процесс на наших почётных условиях - это самое большее, на что Россия может рассчитывать в конечном счёте. Корр: Господин Президент, Вы верите в то, что Россия поймёт разумность доводов и переговорных инициатив чеченской стороны и воспользуется ими? Масхадов: Нет, не верю - Россия безбожная страна, значит. Россия неразумная страна. По логике, Россия обязана нас понять, но интуитивно чувствую, что Россия в своём заблуждении дойдёт до конца, до полного краха. Уже сегодня политическая элита России ясно осознаёт, что вторая военная интервенция в Ичкерию - это изначально ошибочное решение. Но принятый курс военно-политических решений по Ичкерии будет неуклонно осуществляться и дальше. Так как эту ошибку уже нельзя исправить незаметно, подкорректировав принятый курс. Необходимо его кардинальное изменение, а, попросту говоря, необходимо во всеуслышание признать ошибку. Положение усугубляется огромными жертвами, совершенно бессмысленными для российской стороны. Это порождает у российской политической клики стремление как-то "отыграться", компенсировать потери, и серьёзную заинтересованность уйти от вероятной ответственности. Порочный круг российской политики замыкается, если вспомнить пресловутое всесилие государственной власти и замордованность "всемогущего" российского народа, собственным государством. Всё, что предпринимает Россия в отношении к Ичкерии, можно обозначить одним словом - это ошибка. Корр: Если всё, что предпринимает Россия в отношении к Ичкерии - это ошибка, значит, всё-таки Россия заинтересована в завершении этой бесконечной войны. В связи с этим возникает два вопроса. Кто может завершить эту войну? Что ему для этого надо? После этих вопросов невольно приходит на ум неизменный довод российского руководства о том, что в Ичкерии не с кем говорить, а Аслан Масхадов не контролирует ситуацию. Интересно услышать Вашу интерпретацию данных обстоятельств. Масхадов: Хочу начать с довода российской стороны о том, что в Ичкерии не с кем говорить. Для России это действительно так. В Ичкерии нет ни одного авторитетного государственного деятеля, который согласится всерьёз обсудить с российской стороной несбыточные планы российских стратегов, даже на неофициальном, общественном уровне. Я думаю, проблема России не в том, что не с кем говорить, а в том, что не о чем говорить. После 10 лет фактического суверенитета, двух Национально-Освободительных войн, сотен тысяч погибших мирных граждан, многих тысяч шахидов, отдавших свои жизни на прямом пути, заповеданном человечеству Всевышним Аллахом (да будет Он прославлен и возвышен) и многих столетий непрестанного противоборства, ни один истинный чеченец не сделает ничего, что ставит под сомнение независимость Ичкерии. Защита отечества общее дело всей нации, а предательство - личное дело каждого. В чеченском обществе невозможно легализовать предательство национальных интересов. Говоря о способности государственной власти Ичкерии управлять ситуацией, хочу отметить, что российские силовые структуры воюют, в основном, с самоорганизовавшимся гражданским населением Ичкерии, вставшим на защиту отечества. Силы сопротивления не нуждаются в управлении, в обычном смысле этого слова. Есть потребность только в общей координации действий, с чем отлично справляются региональные оперативные управления Генерального штаба оборонных сил. А завершить войну может сторона-агрессор, то есть Российская Федерация, при условии, что она признает право чеченского народа на самоопределение. Стратегия Ичкерии, во вторую войну, кардинально отличается от стратегии первой Национально-Освободительной войны. Наша цель реализовать свои идеологические, политические и юридические преимущества и добиться от России признания независимости. Мы не добиваемся военной победы над Россией. Военное преимущество Российской Федерации для нас всегда было очевидно и понятно. Но, несмотря на это, политического господства Российской Федерации над собой мы больше не допустим, так как это неизменно выливается в периодический геноцид над чеченским народом. Мне кажется, детальное обсуждение моего видения мирного урегулирования могло бы стать темой отдельного разговора. Это большая интересная тема. Я не сомневаюсь в том, что Россия признает независимость Ичкерии и готов представить веские доводы в пользу такого выбора России. Ичкерийско-российский конфликт не относится к категории конфликтов с суммарным нулевым результатом, где победа одной из сторон означает проигрыш или поражение другой стороны. Признание национально-государственного суверенитета чеченского народа выгодно всем. Корр: Вы правы, господин Президент. Надеюсь, нам представится возможность подробно обсудить проблемы мирного урегулирования ичкерийско-российского конфликта. Благодарю Вас, что нашли время для этой беседы. Спасибо! Масхадов: Спасибо вам! Документы Приложение № 1 к Постановлению ГКО ЧРИ от 27 ноября 2001 года "О дне чести (27 января) и обстоятельствах исключающих проведение выборов". Разъяснение ГКО ЧРИ по поводу отсрочки выборов Президента и депутатов Парламента ЧРИ. 6 сентября 1991 года самоорганизовавшийся народ Чечено-Ингушской Республики, возглавляемый Исполнительным комитетом Общенационального Конгресса Чеченского Народа (ОКЧН), руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Чеченской Республики, принятой на пленарном заседании ОКЧН и ратифицированной Верховным Советом ЧИР (27 ноября 1990 г.), распустил высший орган государственной власти, Верховный Совет ЧИР, за предательство национальных интересов в деле восстановления национально-государственного суверенитета чеченского народа. 27 октября 1991 года состоялись первые всеобщие прямые выборы в высшие органы власти суверенного чеченского государства. Россия категорически отказалась признать право чеченского народа на самоопределение. Оказала всемерное противодействие становлению чеченской государственности. Испробовала всевозможные методы воздействия на политическое руководство независимой Чеченской Республики с целью изменить принятый политический курс государства. Использовала имеющиеся возможности по дестабилизации политической обстановки, дезорганизации органов государственного управления, дезинформации населения Чеченской Республики. Все усилия России оказались тщетными и не дали ожидаемых результатов. В декабре 1994 года, через три года после первых выборов Президента и депутатов Парламента, Россия решилась на крайнюю меру, то есть на прямую агрессию против политической независимости чеченского народа и государственного суверенитета Чеченской Республики. Эта агрессия переросла в Первую Национально-Освободительную Войну чеченского народа и закончилась выводом российских оккупационных войск и вторыми всеобщими, прямыми, свободными выборами Президента и депутатов Парламента Чеченской Республики Ичкерия, 27 января 1997 года. Выборы прошли при активном участии подавляющего большинства избирателей под присмотром международных организаций и наблюдателей из 30 стран мира. После полного краха силового варианта решения российско-ичкерийского политического кризиса Россия вынуждена была согласиться с проведением данных выборов, наблюдая за их подготовкой и ходом голосования. Выборы состоялись без существенных нарушений и их результаты выявили, что 99% избирателей принявших участие в выборах подали свои голоса за кандидатов в Президенты ЧРИ и кандидатов в депутаты Парламента, представляющих борцов национально-освободительного фронта Ичкерии. Народ выразил свою волю к свободе не только в ходе войны, но и на всеобщих прямых, выборах. Эти выборы явились главным правообразующим юридическим событием, утвердившим национально-государственный суверенитет чеченского народа и определившим правоотношения между Ичкерией и Россией. Они, по сути, обусловили подписание Договора о мире и принципах взаимодействия между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия от 12 мая 1997 года, по которому Россия де-факто признала независимость Ичкерии. Россия признала независимость Ичкерии как объективную реальность, но не смирилась с естественным правом чеченского народа на свободу. Невосполнимые жертвы и разрушения освободительной войны, невыразимые страдания причинённые чеченскому народу не побудили Россию к покаянию. Напротив, политическая клика России использовала послевоенную разруху и изнурённость народа в качестве фактора политического давления на Чеченскую Республику Ичкерия с одновременным разворачиванием подрывной деятельности на территории ЧРИ с привлечением к этой работе целой армии тайных агентов из граждан ЧРИ, завербованных спецслужбами России. Насильственное вмешательство России во внутренние дела Ичкерии, направленное против его политической независимости, сохранилось, изменились методы и средства воздействия. Россия вознамерилась подорвать доверие к законной, легитимной власти независимой Ичкерии, породив смятение и неуверенность в завтрашнем дне у населения, дезориентировав граждан по вопросам политического развития ЧРИ, и, если получиться, развязав гражданскую войну между чеченцами. Когда стало ясно, что методами и средствами косвенной агрессии не удастся остановить многосторонние процессы национально-государственной суверенизации чеченского народа, Россия решилась на вторую прямую агрессию в сентябре 1999 года, через два с половиной года после вторых выборов Президента и депутатов Парламента ЧРИ. Россия навязала войну чеченскому народу, когда строительство суверенного демократического правового государства стало объективной необходимостью, и кризис политического развития государства начал осознаваться массами, началась мобилизация политической элиты общества на поиск государственных форм адекватных менталитету, правосознанию и политической культуре чеченского народа. Первые всеобщие, прямые, свободные выборы позволили чеченскому народу разорвать цепи колониального ига России, и провозгласить на весь мир о национально-государственном суверенитете и независимости чеченцев. Вторые всеобщие, прямые, свободные выборы учредили де-факто суверенное государство освободившегося от политического господства России чеченского народа. Все объективные и субъективные предпосылки и анализ политической обстановки дают основание полагать, что третьи очередные всеобщие, прямые, свободные выборы, которые должны были пройти 27 января 2002 года, призваны были стать событием исключительного политико-правового значения, гарантирующим стабилизацию политической обстановки и непременное установление правового государства. Исключительная эффективность процессов целепологания и целедостижения, свойственная развитию политической жизни освободившегося от колониального гнёта чеченского народа, особенно наглядно выражается на всеобщих, прямых выборах в высшие органы власти государства. Являясь периодической формой непосредственного волеизъявления народа и народовластия, они отражают совокупный результат целого этапа политического развития общества и государства. Россия стремиться не допустить проведение третьих очередных выборов, так как им предопределено стать тем историческим рубежом, за которым противодействие развитию суверенного чеченского государства лишено всякого смысла. Десять лет Россия держит самопровозглашенную суверенную Чеченскую Республику в осадном положении, стараясь предотвратить достижения того заветного рубежа. За два года второй агрессии, реализовав своё военное преимущество, Россия пытается внушить чеченскому народу животный страх перед российской военщиной, и заставить отречься граждан ЧРИ от своих человеческих и гражданских прав и свобод, но преступления России против чеченского народа внушают чеченцам только отвращение и презрение к российскому обществу и государству. Чеченское государство сумело обеспечить организованное сопротивление оккупационным войскам и реализовать своё политическое, правовое, идеологическое преимущество - Россия никогда не будет иметь возможность использования легитимного насилия на территории ЧРИ и к преступлениям России против чеченского народа не будет применён срок давности. России удалось отсрочить очередные, всеобщие, прямые выборы в высшие органы власти ЧРИ, которые должны были проводиться 27 января 2002 году, создав обстоятельства исключающие проведение всяких выборов и установить оккупационный режим на территории ЧРИ, но России не удастся фальсифицировать данные выборы или отменить их. С 5 октября 1999 года на всей территории ЧРИ введено военное положение и действуют законы военного времени. Срок полномочий действующего Президента ЧРИ и депутатов Парламента ЧРИ заканчивается только после отмены военного положения и проведения очередных, всеобщих, прямых, свободных выборов в высшие органы государственной власти. Россия пытается осуществить подмену законных легитимных органов власти какими угодно фиктивными органами, якобы представляющими народ или интересы народа, стараясь игнорировать законные органы государства, осуществляющие защиту суверенитета, конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина на территории ЧРИ. Под предлогом чрезвычайных обстоятельств, одновременно усиливая силовое давление и репрессии над гражданским населением, Россия стремиться на прямую обратиться к измученному народу с популистскими лозунгами о необходимости диалога с народом по мирному урегулированию военно-политического конфликта между Россией и Ичкерией. Но, ни под какими предлогами и поводами России не удастся избежать взаимодействия и переговоров с законной властью Ичкерии. Легитимность которой бесспорно обеспечена до юридического признания Россией суверенитета Ичкерии, пока источником власти и носителем суверенитета в ЧРИ является чеченский народ. Только национально-государственный суверенитет чеченского народа может гарантировать ему безопасность и защиту от очередного геноцида со стороны России. Свободные выборы - ядро демократического строя. Иншааллах! они состояться. Аллахlу Акбар. Приложение № 1 к Указу Президента ЧРИ "Об образовании Государственного комитета обороны ЧРИ" от 6 октября 1999 года. Положение о Государственном комитете обороны (ГКО ЧРИ). Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией ЧР (от 12 марта 1992 года), Законом ЧР от 18 декабря 1991 года "О деятельности Президента Чеченской Республики", Законом ЧР от 22 декабря 1991 года "Об обороне (защите) Чеченской Республики", Законом ЧРИ "О военном положении" (закон носит закрытый характер), законами ЧРИ в области обороны, и определяет порядок и условия функционирования Государственного комитета обороны ЧРИ. Статья 1. Общие положения. Национально-государственный суверенитет чеченского народа неделим, незыблем и к полномочиям органов государственной власти не относится. Чеченская Республика Ичкерия - суверенное, независимое, демократическое государство, созданное в результате самоопределения чеченского народа. Защита суверенности, территориальной целостности, неприкосновенности Чеченской Республики Ичкерия, а также защита её граждан является неотъемлемым правом и обязанностью государственных органов ЧРИ. Статья 2. Военное положение. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Чеченской Республики Ичкерия на всей территории ЧРИ или в отдельных её местностях вводится военное положение, как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Статья 3. Правовые акты военного времени. После объявления состояния войны, Президент ЧРИ (Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами ЧРИ) вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти, на период военного времени, в соответствии с Законом ЧРИ "О военном положении". Статья 4. Статус Государственного комитета обороны ЧРИ. Государственный комитет обороны ЧРИ высший коллегиальный орган возглавляющий единую систему государственной власти ЧРИ, в условиях военного времени, призванный осуществлять функции организационно-управленческого, исполнительно-распорядительного характера в области обороны и безопасности. Государственный комитет обороны ЧРИ образуется Указом Президента ЧРИ, на период военного времени, для осуществления вооружённой защиты конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности ЧРИ. Государственный комитет обороны ЧРИ принимает политические, экономические, военные, социальные и правовые меры для исполнения законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере обороны и безопасности. Государственный комитет обороны ЧРИ принимает решения в виде постановлений и распоряжений ГКО а также подготавливает решения Президента ЧРИ (Верховного Главнокомандующего ВС ЧРИ) по вопросам внутренней и внешней политики ЧРИ в области обороны и безопасности. Постановления и распоряжения ГКО ЧРИ обязательны для исполнения на всей территории ЧРИ. Государственный комитет обороны ЧРИ ответственен перед чеченским народом за состояние защищенности от внешних и внутренних угроз, жизненно важных интересов общества и государства, обеспечивающих существование и возможности прогрессивного развития общества и государства. Статья 5. Состав Государственного комитета обороны ЧРИ. Государственный комитет обороны ЧРИ формируется Президентом ЧРИ. В состав ГКО ЧРИ входят: председатель, заместители председателя, секретарь и члены ГКО ЧРИ. Количество членов ГКО ЧРИ определяется Президентом ЧРИ. Председателем Государственного комитета обороны ЧРИ является по должности Президент Чеченской Республики Ичкерия, В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Государственный комитет обороны ЧРИ может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц. Статья 6. Основные задачи Государственного комитета обороны ЧРИ. Основными задачами Государственного комитета обороны ЧРИ являются: - защита конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности ЧРИ; - обеспечение исполнения законов и других нормативных актов, регламентирующих отношения в области безопасности; - разработка нормативных правовых актов в области осуществления обороны; - проведение единой государственной политики в области обороны и безопасности; - осуществление руководства Вооружёнными Силами ЧРИ, воинскими формированиями и органами, в пределах своей компетенции; - разработка основных направлений военной политики и положений военной доктрины ЧРИ; - разработка и реализация государственных программ вооружения; - определение мобилизационных заданий центральным органам исполнительной власти, органам местной власти, органам местного самоуправления и экономики; - координация деятельности органов исполнительной власти в области обороны; - разработка предложений по реформированию существующих, либо созданию новых органов осуществляющих оборону; - подготовка рекомендаций по вопросам внутренней и внешней политики в области обороны и безопасности; - подготовка предложений по продлению или отмене военного положения. Статья 7. Порядок принятия решений Государственным комитетом обороны ЧРИ. Заседания Государственного комитета обороны ЧРИ проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания ГКО ЧРИ. Члены ГКО ЧРИ обладают равными правами при принятии решений. Приглашенные консультанты принимают участие в его работе с правом совещательного голоса. Решения ГКО ЧРИ принимаются на его заседании членами ГКО ЧРИ простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета. Кворум, при котором заседания ГКО ЧРИ признаются действительными, составляет девять членов ГКО ЧРИ. Решения Государственного комитета обороны ЧРИ вступают в силу после утверждения председателем Государственного комитета обороны. Решения Государственного комитета обороны ЧРИ по важнейшим вопросам оформляются указами и распоряжениями Президента ЧРИ, иные решения постановлениями и распоряжениями Государственного комитета обороны ЧРИ. Статья 8. Межведомственные комиссии Государственного комитета обороны ЧРИ. Государственный комитет обороны ЧРИ в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе. В случае необходимости выработки предложений по защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности ЧРИ Государственным комитетом обороны ЧРИ могут создаваться временные межведомственные комиссии. По решению ГКО ЧРИ постоянные и временные комиссии могут возглавляться членами ГКО ЧРИ а также руководителями соответствующих министерств и ведомств ЧРИ, их заместителями либо лицами, уполномоченными на то Президентом ЧРИ. Статья 9. Аппарат Государственного комитета обороны ЧРИ. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности ГКО ЧРИ осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Государственного комитета обороны ЧРИ. Структура и штатное расписание ГКО ЧРИ, а также положения о его подразделениях утверждаются председателем ГКО ЧРИ. Статья 10. Финансирование деятельности в области обороны и безопасности. Финансирование деятельности в области обороны и безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ и мероприятий осуществляется за счёт средств республиканского бюджета, а также внебюджетных средств. Статья 11. Контроль за деятельностью в области обороны и безопасности. Государственный комитет обороны ЧРИ в пределах своей компетенции осуществляет контроль за деятельностью министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области обороны и безопасности. Статья 12. Надзор за законностью деятельности органов обороны и безопасности. Надзор за законностью деятельности органов обороны и безопасности осуществляет Генеральный прокурор Чеченской Республики Ичкерия и подчинённые ему прокуроры.
БИСМИЛЛАХШРРАХЬМАНИРРАХЬИМИ ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИЧКЕРИЯ ПРЕЗИДЕНТ УКАЗ Об образовании Государственного Комитета по реформе политической системы ЧРИ № 504 19 февраля 2001 г. В связи с необходимостью политического развития суверенного чеченского государства, в целях реформирования политической системы государства, организации деятельности по разработке общественному обсуждению, принятию законопроектов и систематизации правовой базы государства, руководствуясь статьями 73, 76 Конституции ЧРИ, во имя Аллаха Милостивого и Милосердного Господа миров Постановляю: I. Образовать в структуре Кабинета Министров ЧРИ Государственный Комитет по реформе политической системы ЧРИ. II. Председателю Госкомитета по реформе политической системы ЧРИ представить на утверждение Президенту ЧРИ: - Положение о Госкомитете; - Структуру, штаты, план работы в условиях военного положения. V. Считать первоочередной задачей Госкомитета разработку государственных проектов: - Национальной (чеченской) политической доктрины, - Концепции реформы политической системы, - Структуры органов государственной власти, - Систему формирования органов власти ЧРИ, - Принять за основу соответствующие проекты, представленные Общественным институтом политической культуры чеченского общества "Ламаст". VI. Начальнику департамента по делам религии и конфессий, Муфтию ЧРИ образовать рабочую консультативную группу департамента из авторитетных улемов, для обеспечения полного соответствия нормотворческой деятельности Госкомитета по реформе политической системы ЧРИ, мусульманскому (исламскому) праву. VII. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания. ПРЕЗИДЕНТ ЧРИ А. Масхадов. Пресс-релиз № 174 от 23 января 2002 года |
Чеченская
Республика Ичкерия. Война
продолжается Зачистки в Урус-Мартановском районе Ахмед Эжиев стал жертвой "эскадрона смерти" Кто накажет террористов в погонах? Военными убит волонтер Общества Российско-Чеченской дружбы Грабежи федералов в Урус-Мартановском районе Сообщения из Чеченской Республики Чеченское сопротивление сдаваться не намерено Жизнь Имрана Эжиева в опасности |