Общая
резолюция Всероссийского
чрезвычайного съезда в защиту
прав человека
Действующая
Конституция провозглашает
Россию федеративным, правовым,
социальным, светским и
демократическим государством. Однако
сейчас ситуация с
демократическими свободами и
правами человека в стране
стала чрезвычайной: на наших
глазах идет эрозия
демократических основ
Конституции, в последние
месяцы можно говорить о
ползучем конституционном
перевороте. Ограничения и
нарушения прав и свобод
человека и гражданина в самых
различных областях формируют
отчетливую тенденцию к
авторитаризму. Исторический
опыт свидетельствует, что
такого рода режимы ведут к
массовым репрессиям и
провоцируют широкомасштабные
военные действия.
Особую опасность правам и
свободам человека и гражданина
в Российской Федерации
представляют:
антиконституционные
военные операции в Чечне,
вызвавшие гибель тысяч
людей, повсеместные
нарушения прав человека,
военные преступления и
преступления против
человечности;
поощряемая
представителями власти
практика этнической и
расовой дискриминации,
рост нетерпимости и
насилия по отношению к
этническим меньшинствам и
мигрантам, насаждение
государством образа врага
в лице выходцев из
Кавказского и других
регионов;
нетерпимое положение
людей, лишенных жилья и
прописки – как беженцев и
вынужденных переселенцев,
так и ставших бездомными в
самой России в мирное
время; государство как бы
вычеркивает их из жизни -
они лишены не только
социальных прав (на жилище,
на медицинскую помощь и
т.п.), но и гражданских, и
политических прав, а
подчас и права на жизнь;
стремление бюрократии
регламентировать личную
инициативу граждан и
ограничить деятельность
общественных объединений,
делая граждан бессильными,
запуганными и бесправными;
массовые нарушения
социальных и трудовых прав
граждан, угроза их еще
большего законодательного
ограничения;
расширяющееся наступление
властей на право граждан
на благоприятную
окружающую среду, давление
на общественные
экологические
организации,
демонстративное
пренебрежение волей
миллионов граждан,
поддержавших проведение
экологического
референдума.
стремление президентской
администрации получить
чрезвычайные полномочия и
создать управляемое
номенклатурное
Конституционное собрание,
чтобы иметь возможность
якобы законного изменения
конституционного строя;
политика подчинения
законодательной и
судебной властей
администрациям разного
уровня;
демонстративное
пренебрежение всех ветвей
власти к международным
обязательствам в области
прав человека, взятым на
себя Россией;
нарастающая
противоправная подмена
Конституции и законов
России подзаконными
актами, нарушающими права
человека;
монополизация властью
информационной,
общественной и
финансово-экономической
сфер;
давление на независимые
СМИ, стремление к цензуре и
возрождение
государственно-идеологической
пропаганды,
многочисленные нарушения
избирательных прав
граждан, манипулирование
избирательным
законодательством на всех
уровнях, использование
властью СМИ, избиркомов и
судов для устранения
неугодных кандидатов;
фактическая остановка
судебной реформы,
отсутствие эффективной
судебной защиты от
нарушения прав человека и
произвола властей,
повсеместное невыполнение
судебных решений;
неэффективность защиты
прав граждан
правоохранительными
органами, более того –
превращение силовых
структур в один из
основных источников
нарушений прав человека;
чрезмерное усиление роли
спецслужб в обществе и
государстве, закрытость
властных структур от
общества, ограничение
доступа граждан к
информации;
превращение
Генпрокуратуры, ФСБ и
других силовых структур в
инструменты политической
борьбы, инспирирование
“шпионских процессов”;
милитаризация власти и
общества, опасное
вмешательство силовых
структур в вопросы
внутренней и внешней
политики страны.
Всероссийский чрезвычайный
Съезд в защиту прав человека
считают такое положение вещей
угрожающим стабильности и
безопасности нашего общества,
мирному и демократическому
развитию нашей страны.
Мы призываем структуры
гражданского общества России к
консолидации и совместным
действиям во имя защиты прав и
свобод человека и гражданина.
Нарастание угроз основам
конституционного строя и
гражданского общества,
верховенству права и прав
личности требует от нас
выступить в качестве
конструктивной гражданской
неполитической оппозиции
этому режиму. Усиление
государства должно быть
сбалансировано
консолидированным и
эффективным гражданским
обществом.
Всероссийский чрезвычайный
Съезд в защиту прав человека
постановляет:
1. Сформировать постоянно
действующие рабочие группы по
следующим направлениям:
антивоенные действия;
гражданский контроль;
судебная реформа;
тюремная реформа и защита
прав заключенных;
социальные и
экономические права
граждан;
военная реформа и защита
прав военнослужащих и их
семей;
право граждан на свободу
предпринимательской
деятельности;
защите избирательных прав
граждан;
защита граждан от
этнической и расовой
дискриминации;
защита экологических прав
граждан;
защита свободы слова и
независимости СМИ;
по защите права на
интеллектуальную
собственность;
по защите прав детей.
2. Сформировать специальную
рабочую группу по
законодательному обеспечению
прав человека в России и
подготовке пакета проектов
федеральных законов,
направленных на обеспечение в
Российской Федерации прав и
свобод человека и гражданина.
Координацию деятельности
группы поручить инициативной
группе “Общее действие”.
3. Организовать проведение
мониторинга
политико-правового
обеспечения прав человека,
который бы включал в себя
анализ:
голосований в
Государственной Думе РФ по
законопроектам и иным
вопросам, связанным с
правами человека;
законопроектов, внесенных
фракциями и другими
субъектами
законодательной
инициативы;
реакции политиков на
предложения, исходящие от
правозащитных
организаций.
По результатам мониторинга
правозащитное сообщество
должно решать, какие
политические силы могли бы
рассчитывать на его поддержку
и какие рекомендации
целесообразно предложить
структурам гражданского
общества и избирателям.
Съезд поручает инициативной
группе “Общее действие”
координацию выполнения данной
резолюции и проведение
мониторинга
политико-правового
обеспечения прав человека.