РАДИКАЛЬНЫЕ НОВОСТИ |
АНАРХИСТЫ * ГЕРИЛЬЯ * СПЕЦСЛУЖБЫ * ЗЕЛЕНЫЕ * ЦЕНЗУРА * АНТИФА * ВОЙНА * ПРОТИВ ВСЕХ |
|
Информационная
безопасность в Республике
Беларусь Заявление ARTICLE 19, Всемирной компании за свободу слова, по проекту закона Республики Беларусь "Об информационной безопасности" 25 января 2001 года ARTICLE 19, Всемирная компания за свободу слова, крайне обеспокоена планами ввести в Беларуси законодательство, направленное на обеспечение "информационной безопасности" или "защиты информации" республики, которое является еще одним прямым ударом по свободе средств массовой информации. Эти планы вызывают особое беспокойство в свете предстоящих в этом году президентских выборов и без того плачевного состояния независимых средств массовой информации в Беларуси. В настоящее время в Беларуси принимаются шаги по принятию закона, который жесточайшим образом ограничит свободу информации во всех сферах общества, как и Российская доктрина информационной безопасности, введенная осенью прошлого года. Проект закона Республики Беларусь "Об информационной безопасности" уже стал достоянием гласности. Насколько нам известно, существует еще один законопроект - "О защите информации". Возможно, это просто еще одна версия одного и того же закона, но нам не удалось с точность установить этот факт или получить официальную версию текста этого законопроекта. Так как закон будет обсуждаться в белорусском парламенте в феврале 2001 года, мы считаем крайне неудовлетворительным тот факт, что законопроекты, которые могут стать законодательством, не были обнародованы для всеобщего обсуждения. Замечания, изложенные в данном заявлении, заостряют внимание только на некоторых принципиальных недостатках Законопроекта "Об информационной безопасности", так как он не достоин глубокого анализа. Это замечания общего характера по содержанию Законопроекта и могут также распространяться на последующие законопроекты или альтернативные версии закона, так как подобному законодательству нет места в демократической стране и его необходимо немедленно пресекать. Конкретные замечания по Законопроекту "Об информационной безопасности" В этом Законопроекте излагаются принципы защиты информационной безопасности, которая определяется как "состояние защищенности субъектов, характеризующееся отсутствием недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба их жизненно важным интересам при их взаимодействии с информационной средой" путем строгого контроля, ограничения и опровержения общедоступной информации. Далее в Законопроекте излагаются цели обеспечения информационной безопасности, угрозы информационной безопасности и методы обеспечения информационной безопасности. Если Законопроект "Об информационной безопасности" будет принят, он нанесет серьезный удар по той незначительной свободе слова, которая все еще существует в Беларуси. Он станет еще одной пагубной и отрицательной мерой в ряде уже существующих в Беларуси законов и указов, которые серьезно ограничивают основное право на свободу слова и информации. Похоже, что его всеохватывающий характер исходит из желания контролировать информацию, распространяющуюся во всех сферах жизнедеятельности, и граничит с паранойей. Его целью является не только установление контроля за общедоступной информацией, что уже само по себе недопустимо, но также в негосударственной и личной сферах. В условиях проводимых в этом году президентских выборов, подобный закон может заставить замолчать те немногие независимые голоса, которые все еще звучат после пяти лет постоянного давления - как правовыми, так и косвенными способами - со стороны режима Президента Лукашенко. ARTICLE 19 особенно обеспокоена тоном этого документа и отрицательной направленностью Законопроекта в отношении информационного потока в Беларуси. Этот документ исходит из предполагаемой настоятельной необходимости защищать информацию и таким образом делает акцент на ее удержании, сохраняя традицию секретности в стране вместо того, чтобы пропагандировать открытость и свободу информации. Контроль за информацией, рекомендуемый Законопроектом, явным образом противоречит конституционным гарантиям, на которые имеют право все люди, проживающие в Беларуси, а также международным стандартам свободы слова, в частности тем, которые увековечены в Статье 19 Международного соглашения по гражданским и политическим правам, подписанного Беларусью. Что касается общедоступной информации, традиция секретности и излишний акцент на защите и контроле также противоречат Принципам законодательства по свободе информации, изложенным в Статье 19, которые основаны на принципе максимальной открытости, в то время как допустимые ограничения в отношения права людей на информацию должны быть установлены законом и применяться в самом узком смысле. В ответ на предлагаемый закон подобного характера стоит привести принципиальное замечание, что законные ограничения на свободу слова должны быть четко и узко сформулированы в соответствии с ограничениями, допускаемыми международным правом, и должны быть обоснованы той или иной необходимостью, существующей в демократическом обществе. Кроме этого, эти ограничения должны быть доступными, т.е. понятны тем, кто их использует или толкует. Положения данного Законопроекта выходят за рамки ограничений, допускаемых международным правом, - это в высшей мере ограничительные положения даже по сравнению со странами, не соответствующими демократическим стандартам. Они также сформулированы весьма запутанным образом и в них слишком много повторений. Они с трудом поддаются пониманию и толкованию. Государственный контроль за информацией Законопроект предусматривает крайне высокую степень государственного контроля за информацией и требует, в нескольких своих разделах, повышения этой степени контроля, например путем "создания единого информационного ресурса страны путем объединения общественно значимых информационных ресурсов различных субъектов (управления, хозяйствования, сферы науки и др.) в единое целое на базе современных систем связи и телекоммуникаций" а также путем "осуществления государственного контроля и управления за созданием общественно важных информационных ресурсов, систем связи и телекоммуникаций" "Национальная система информационной безопасности" разработана в качестве "подсистемы системы национальной безопасности" и целого ряда органов по обеспечению безопасности, включая Совет безопасности Республики Беларусь, в то время как Президент наделяется полномочиями по контролю за системой информационной безопасности. Тот факт, что подобная роль выносится в сферу национальной безопасности красноречиво указывает на общую философию, лежащую в основе этого закона. Наибольшее беспокойство вызывает предполагаемое создание "специализированных государственных структур при государственных органах, ответственных за обеспечение информационной безопасности". Эти структуры должны получить широкие полномочия, в том числе: "осуществлять мониторинг методов информационно-технологического воздействия на общество через СМИ, информационные системы и сети, анализ и разработку рекомендаций и мер по нейтрализации этих воздействий" и "предпринимать на законных основаниях профилактические и карательные действия против тех государственных и негосударственных структур и лиц, которые своими действиями и их последствиями наносят ущерб личности, обществу и государству, способствуют стратегии прямых и непрямых действий против своей страны". В демократическом государстве, уважающем свободу слова в рамках международного права, те немногие существующие допускаемые ограничения свободы средств массовой информации четко и узко определены законами, которые распространяются на все население. Нарушение этих законов рассматривается в судах. Концепция, изложенная в данном Законопроекте "Об информационной безопасности, что специализированные государственные органы осуществляют мониторинг "влияния" средств массовой информации на общество в соответствии с необозначенными - и несомненно крайне субъективными - критериями самым дерзким образом нарушают эти стандарты и дают властям неограниченные возможности для злоупотреблений. Кроме этого, данный Законопроект уполномочивает вышеупомянутые государственные структуры принимать профилактические и карательные меры против тех, чьи действия "наносят ущерб личности, обществу и государству". Кроме всего прочего, эта туманная и широкая формулировка радикально противоречит международным стандартам и является несомненным инструментом, предоставляемым властям для пресечения действий как "государственных, так и негосударственных структур и лиц", чьи взгляды им не нравятся. Цензура средств массовой информации Данный Законопроект угрожает существованию той незначительной свободы слова, все еще сохраняющейся в Беларуси. Он гласит, что: "Вредное информационное воздействие на общество реализуется, в основном, через СМИ, в том числе электронные коммуникации, путем создания и внедрения штампов, доступных для понимания человека". Он предусматривает создание общественных и частных организаций для защиты "общества от низкопробной информационной продукции, поставляемой через СМИ", путем "анализа общественного мнения по вопросам передач, в которых используются деструктивные приемы журналистики". К таким приемам относятся "нарушение и искажение языка как средства общения, апеллирование к нездоровым инстинктам" и "оскорбительные выпады в отношении правительства и Президента страны". Одним из средств защиты, предусматриваемых против распространения низкопробной информации является "контрпропаганда через СМИ". Таким образом, опять используются туманные и субъективные формулировки, открытые для грубых злоупотреблений. Потенциальное вмешательство в управление государственными и негосударственными средствами массовой информации никак не благоприятствует созданию условий, позволяющих средствам массовой информации выполнять свою роль в демократическом обществе. Эта роль, по определению Европейского суда по правам человека, предполагает свободу сообщений и выполнение функции "контролера за действиями правительства", таким образом способствуя прозрачности политического процесса. Иностранное вмешательство В Законопроекте изложены меры, продиктованные чувством недоверия к Западу. В нем указывается, что самыми существенными угрозами государственному режиму является вмешательство в процессы выработки государственных решений, осуществляемое через "средства коммуникаций, обеспечивающих условия для постоянного контакта между зарубежными агентами и местными объектами влияния". Существенной угрозой социальной стабильности и духовной жизни общества также является "навязывание западных ценностей как наиболее истинных", особенно через средства массовой информации (СМИ) с использованием "деструктивных приемов журналистики". Что касается международной политики в этой сфере, Законопроект также гласит о необходимости достижения договоренности с партнерами по договору или соглашению о "запрете вредных информационных воздействий на человека" и "запрете информационных атак на критичные объекты информационной инфраструктуры". И снова, это излишне широкие ограничения на свободу информации, которые радикально противоречат международному праву. В международной практике принято , что свобода слова предполагает передачу информации через государственные границы, и ограничения в этом отношении неприемлемы. Цензура в Беларуси может также снизить эффективность пропаганды традиционной культуры и ценностей в средствах массовой информации. В обществе, где существует разнообразие информации и взглядов, есть место и образам, защищающим и пропагандирующим национальную культуру. Ирония ситуации заключается в том, что в Беларуси подавление государством независимых голосов вполне вероятно привело к тому, что существующие независимые голоса в высшей степени отрицательно настроены в отношении режима в Беларуси и могут казаться неверными своей стране, чего бы не случилось в условиях демократии. Заключение Законопроект Республики Беларусь "Об информационной безопасности" явно нацелен на то, чтобы заставить замолчать все еще звучащие оппозиционные голоса в Беларуси. Его принятие станет еще одним шагом назад в кампании за расширение свободы информации, жесточайшим образом ограничивая деятельность средств массовой информации и еще больше усиливая борьбу со взглядами, отличающимися от взглядов исполнительной власти. В некоторых частях Законопроекта выражается приверженность конституционным гарантиям и международным стандартам свободы слова, таким как открытость и прозрачность. Однако эти гарантии и стандарты сразу же перечеркиваются последующими заявлениями, диаметрально противоположными этим правам. Если Беларусь хочет встать на путь выполнения своих обязательств в рамках международного права и международных стандартов в отношении свободы слова и продемонстрировать серьезную приверженность демократическому процессу, белорусское правительство должно немедленно прекратить рассмотрение подобного законопроекта. За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к: Фионе Харрисон (Fiona Harrison) или Саре Гонт (Sara Gaunt) по тел: + 44 20 7278 9292, факсу: +44 20 7713 1356, электронной почте: europe@article19.org В Беларуси или на русском языке просьба обращаться к: Софии Пагсли (Sophia Pugsley) по тел: + 375 29 623 8108 См. Право общественности на информацию, принципы законодательства о свободе слова, ARTICLE 19, Серия международных стандартов, Лондон, июнь 1999. |
|