РАДИКАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
АНАРХИСТЫ * ГЕРИЛЬЯ * СПЕЦСЛУЖБЫ * ЗЕЛЕНЫЕ * ЦЕНЗУРА * АНТИФА * ВОЙНА * ПРОТИВ ВСЕХ
ГЛАВНАЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ИНТЕРВЬЮ
КОММЕНТАРИИ
ДОКУМЕНТЫ
АНОНСЫ
АРХИВ
ССЫЛКИ
ФОТО
ТОР
НАПИСАТЬ
ГОСТЕВАЯ
ФОРУМ
ЧАТ
О ПРОЕКТЕ
ПОИСК

В тисках “фильтрации”

Судьба людей, о которых пойдет речь в этом материале, и в которой пришлось принять участие активистам Общества Российско-Чеченской дружбы в Ингушетии, весьма типична для сегодняшней Чечни. В ней, как в капле воды, отразилась ситуация правовой неразберихи и произвола, сложившаяся здесь после наведения федеральными войсками “конституционного порядка”. Неправомерные задержания, незаконное содержание под стражей, нечеловеческие условия содержания заключенных, исчезновение людей в процессе так называемой “фильтрации” – вот явления, ставшие будничными для граждан Чеченской Республики. Героям этого репортажа, как ни кощунственно это прозвучит, по чеченским меркам еще повезло – после долгих месяцев мытарств они все же нашли своего родственника - хотя и далеко не здоровым, но все-таки живым…

25.01.2000 г. в 18 часов 10 минут в с. Правобережное Грозненского района ЧР, рядом со своим домом, за нарушение режима комендантского часа российскими военнослужащими был задержан Басханов Руслан Адамович. Во время задержания у Р. Басханова не оказалось при себе документов, и поэтому военные вошли вместе с ним домой, и забрали его паспорт, пообещав родственникам (бабке и сестрам), что отпустят задержанного на следующее утро.

26.01.2000 г. родственники Р. Басханова – его тетя Абдалаева Нина Хамзатовна, 1965 г.р. (прож. г. Грозный, ул. Моздокская, 7), сестра Басханова Ирина Адамовна, 1974 г.р. (прож. с. Нарын-Худук, Калмыкия) и бабушка Исаева Валя, 1930 г.р. (прож. с. Правобережное, ЧР) – прибыли в военную комендатуру в с. Толстой-Юрт, где содержался задержанный. Они обратились за разъяснениями к некоему старшему офицеру, который обещал через день-два отпустить Руслана, так как вина его незначительна. Но Басханова не отпускали, не показывали родственникам, не объясняли причину столь долгого содержания под арестом, хотя продуктовые передачи для него принимали регулярно. А в начале февраля работники комендатуры заявили, что он отправлен в Наурский район в лагерь “Чернокозово”.

С ходатайствами об освобождении Басханова в комендатуру с. Толстой-Юрт обратился глава администрации с. Правобережное. Однако никакого внимания ни на родственников, ни на ходатайства главы администрации военные не обращали. Как обычно бывает в таких случаях, родственники начали искать неофициальные каналы освобождения, договариваясь с посредниками, которые также обещали вызволить Басханова, говорили, что никакой вины за ним нет, и вот-вот он будет освобожден. Среди них был и некий генерал-майор Джамул (фамилию он не называл, а имя, наверное, не настоящее - кличка). Деньги за посредничество он не брал, даже на дорожные расходы, хотя ему их и предлагали.

В феврале, в канун прибытия международной комиссии для проверки условий содержания заключенных, Руслан Басханов в числе десятков других заключенных был вывезен из лагеря “Чернокозово” в железнодорожных вагонах на станцию “Червленная” Шелковского района – там стояло три вагона с заключенными; еще два вагона с узниками стояли на станции “Червлённая-Узловая”. Железнодорожный рабочий, проживающий в Грозненском районе, родственник Басханова, при обходе железнодорожных путей на станции “Червленная” случайно обнаружил эти вагоны. Басханов узнал родственника, окликнул его, сказал, что находится в вагоне, и просил передать об этом домой своим родным.

Вагон, в котором находился Басханов, отапливался, но отапливался чересчур сильно, благодаря чему внутри создавалась невыносимо высокая температура. Делалось это, как полагают сам Руслан Басханов и железнодорожный рабочий, сознательно, с целью вызвать у заключенных чувство жажды. Но воду для питья военные не давали. В некоторые дни, наоборот, отопление отключалось, вагоны быстро остывали и заключенные мерзли.

Когда о заключенных на станции “Червленная” стало известно, то люди, у которых там находились родные, добившись разрешения через военного коменданта, стали приносить передачи (еду и питье). Правда непосредственно к вагонам их не допускали, а за каждую продуктовую посылку охрана брала по 100 рублей наличными.

Через 7-8 дней, заключенных со станции ”Червленная” вновь перевезли в лагерь “Чернокозово”; в их числе был и Басханов. А еще через день из “Чернокозово” Басханов был этапирован в г. Ставрополь. Родственники об этом уведомлены опять таки не были, и следы его с тех пор надолго затерялись.

Родные опять начали поиски. Во время посещения министром внутренних дел России В. Рушайло средней школы с. Правобережное, они подали на его имя заявление. Министр получил его из рук бабушки Руслана - Исаевой Вали. Вскоре было подано заявление и на имя Н. Кошмана. Затем за подписью все той же бабушки Вали, в селе Знаменское Надтеречного района было подано заявление на имя спецпредставителя президента РФ по защите прав и свобод граждан в Чеченской Республике В. А. Каламанова. Ни одного официального ответа, кроме устных обещаний Каламанова разобраться и найти место содержания пропавшего, не было получено.

В мае-июне от лиц, освободившихся из застенков федеральных войск, родственники наконец узнали, что Руслан находится в тюрьме г. Ставрополь. А о том, что потом его перевели в Пятигорскую тюрьму, родственники узнали из его записки, переданной им работниками МККК в начале октября.

Наконец 16 ноября 2000 года Руслан Басханов, якобы по решению суда, на котором сам он не присутствовал, был освобожден прямо из Пятигорской тюрьмы и отпущен, без денег, на свободу, вместе с еще двумя гражданами Чечни. На руки сотрудники администрации тюрьмы выдали им справки об освобождении, заявив, что по этим справкам “сердобольные люди” могут и без денег довезти их до Чечни.

Трое бывших заключенных смогли добраться из Пятигорска до Назрани, недалеко от которого и заночевали в доме у приютивших их незнакомых людей. Но Руслан, будучи в состоянии глубокого стресса после всего пережитого за 10 месяцев заточения, и не вполне адекватно осознавая действительность, около 4 часов утра, оставив на месте своего ночлега свои вещи и справку об освобождении, ушел из дома.

17.10.2000 г. он оказался в с. Яндаре Назрановского района Ингушетии, где его приютила семья чеченских беженцев, проживавшая в палаточном лагере.

Родственники Басханова смогли встретиться с ним лишь 11 декабря 2000 года в Ингушетии, куда приехали по приглашению приютивших его лиц. Вместе с Русланом, активистами Общества Российско-Чеченской дружбы и Общества “Мемориал”, по смутно запомнившимся Басханову приметам они начали искать дом, в котором он останавливался 16 ноября на ночлег. И поиски дали результат: оказалось, что Басханова приютила на ночлег семья Дударовых из с. Кантышево Назрановского района.

Удалось частично установить и личности двух мужчин, освободившихся вместе с Русланом из Пятигорской тюрьмы. Это Мучаев Магомед (прож. ЧР пос. Новогрозный, ул. Лермонтова, 64) и другой Магомед (фамилия пока неизвестна), житель г. Гудермес. Как рассказали Дударовы, обнаружив, что Басханов исчез, товарищи по несчастью взяли с собой его справку об освобождении и 17.10.2000 г. уехали в Чечню. Они обещали доставить справку в с. Правобережное, родным Басханова. Однако до сих пор документа родственники не получили.

Создавшаяся ситуация крайне опасна для Руслана Басханова. Не имея на руках документов, он не может вернуться домой, так как будет задержан на первом же российском блокпосту. Более того, неизбежным задержанием грозит и любая проверка паспортного режима, которые так же время от времени проводятся в лагерях беженцев. О месте нахождения изъятого военными паспорта также ничего не известно, а свидетельство о рождении его находится в Калмыкии, в месте постоянного жительства и рождения.

15 декабря родственники Руслана (Абзалаева Нина и Басханова Ирина) выехали из Ингушетии в Чечню, с целью найти его попутчиков и забрать справку. О результатах поисков пока ничего не известно.

Психическое и физическое состояние Басханова все еще очень плохое. Ему крайне тяжело вспоминать о том, что он пережил за время заключения. Наблюдаются провалы в памяти – например о том, что он содержался в железнодорожном вагоне, Руслан вспомнил только после рассказа об этом его родственников. С трудом вырвавшись из кругов “фильтрационного” ада, он до сих пор постоянно находится под домокловым мечом повторения всего случившегося. Руслан Басханов нуждается в лечении, в психологической реабилитации, в помощи - моральной и материальной.

А.С. Республика Ингушетия. Село Яндаре. Лагерь беженцев.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ОБЩЕСТВА РОССИЙСКО-ЧЕЧЕНСКОЙ ДРУЖБЫ Пресс-релиз № 35 от 4 января 2001 года


СЕКЦИИ:
Справочник террористических организаций
Политзаключенные в России
Экология и права человека
Клуб неизбирателей
Современный анархизм
Думай головой а не телевизором
Деньги в интернет
 
ПАРТНЕРЫ:
 
ДРУЗЬЯ:
 
СПОНСОРЫ:
Click Here for Commission Junction
NameBoy.com
Search hundreds of auction sites using AuctionWatch.com's Universal Search!
Travel Auctions: SkyAuction.com
Free Website submission
Click here to visit loadedaffiliate.com
Thank you for subscribing to Pay Surf Data Monthly Updates!
 
Сайт управляется системой uCoz